Дмитриевская Слобода (Дмитриева Слобода) — село Муромского района Владимирской области Российской Федерации. С 2006 года входит в состав городского округа Муром.
Димитриевская слобода, близ реки Оки, находится в 120-ти верстах от губернского города и в 5-ти от уездного.
Акиманская (Якиманская) Слобода в кон. XVIII века замежевана сообща в одну дачу генерального межевания, под названием: «слободы Акиманская, Дмитриевская и Глядячева».
Глядячая Слобода. С названием «Глядячая слобода» связано местное предание. Когда-то Муромский князь Петр и супруга его Феврония были изгнаны муромцами; изгнанники отправились вниз по реке и поровнявшись с тем местом, где ныне стоит слобода, оглянулись на покинутый город.
В старину эта слобода была населена «ямскими охотниками» и называлась Ямской Глядячей слободой.
Внутренняя промышленность городских жителей находилась не так в выгодном положении в это время; крестьяне соседних селений: Карачарово, Панфилово и др. беспрепятственно торговали разными товарами на площади в лавках; ямщики слобод: Акиманской и Дмитриевской также мешали полезным действиям городских обывателей; они, несмотря на воспрещение им извозничества, сделанное еще в 1646 г., опять было начали препятствовать жителям возить по городу товары свои и вещи, на своих и наемных лошадях, ссылаясь на имевшуюся у них жалованную грамоту, и самовольство свое простирали до того, что в 1743 г., захватив целовальника и лошадь с возом муки, которая послана была с окружного двора (питейной конторы) на казенный винокуренный завод с хлебным запасом, усиленно отвели его в Ямскую слободу и держали там несколько дней за караулом. Выборный, или кабацкий голова Зубчанинов, распоряжавшийся делами питейными, боясь, чтобы остановки такого рода не могли иметь худых последствий в заготовлении казенных питей, приносил на них жалобу. Ямщики по суду были наказаны. Подобные этим случаи встречались не только по городам малым, отдаленным, но и в самой столице, как увидим из следующего.
В кон. XVIII века по генеральному межеванию существовала еще слобода «Глядячева», которая, при расширении народонаселения, слилась в одно целое с Дмитриевской слободой. Сведения же генерального плана, по отношению числа жителей, относятся до Глядячевской слободы, а именно: дворов 81, муж. 273, жен. 270, всего 543 души. В примечании занесено: «Глядячева, при безъимянном отвершке; церковь деревянная Великомученика Димитрия Солунского; церковная земля 2-я при овраге реки Оки». Владения Муромских ямщиков.
Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года
В кон. XIX века в Дмитриевской Слободе дворов 160, муж. 464, жен. 469, всего 933 души. В слободе – церковь каменная и открыто церковно-приходское училище с 42 учащимися мальчиками.
Крестьяне занимаются земледелием и огородничеством, как и в Акиманской слободе; также промышляют ямским и извозным промыслом и разными работами в городе и на льно-прядильной фабрике, устроенной возле слободы Муромскими купцами.
От Мурома – 3 ½ вер., села Ковардиц – 4 вер., камеры Земск. Нач. – 14 вер., пунктов: Булатникова – 19 ½ вер. и Климова – 22 ¼ вер.
В XIX и первой четверти XX века слобода входила в состав Ковардицкой волости Муромского уезда.
«В клубе Дмитриевской слободы 22-го января была устроена лекция-концерт. Кроме того была изображена живая картина: рабочий, крестьянин и красноармеец, неподвижно стоящие во время чтения дикции. По прочтении лекции было воззвание рабочего к крестьянину о совместном строительстве. Эта картина действительно оставила oгромное впечатление у присутствующих. Потом был устроен добровольный сбор в пользу павших борцов за свободу, который дал 4457 руб. Сумма поступает в пользу семей Лакина и Рогоскова» («Луч», 9 февраля 1921).
«В Дмитриевской слободе, крестьянское общество взаимопомощи открылось в 1921 году, тогда еще, когда не дошла до слободы весть о декрете 14 мая 1921 г. о кресткомах.
Мысль об обществе возникла на сходе во время стихийного падежа скота от сибирской язвы. Крестьяне задумались, что делать, когда падет последняя лошадь у того или другого крестьянина. За организацию о-ва взялся инвалид Д. Абаляев. Крестьяне вынесли постановление о добровольном сборе по 30 фунтов ржи с каждого домохозяина. И все 100 проц. этого сбора были собраны в течение 3-х дней.
Работа КОВ дер. Дмитриевской слободы в Муромском уезде стоит на первом месте и сейчас.
В 1922 году на первом волсъезде КОВ тов. Абаляев избирается членом бывш. квардецкого волКОВ. Здесь тов. Абаляев прежде всего приступает к обследованию низовых КОВ. Выяснилось, что все КОВ, за исключением Дмитриевского, числились только на бумага. Пришлось собрать волостной пленум, на котором с большими усилиями пришлось вынести постановление о создании волфонда по 2 фунта с десятины. После пленума пришлось идти из деревни в деревню для проведения в жизнь постановления волпленума. Хождение не пропало даром. В короткое время было собрано в волостной фонд до 300 пудов ржи и несколько денег. На последние был приобретен разваливающийся каменный дом, который разбирался и продавался членам по дешевой цене. К весне уже в вол фонде было более 600 рублей, которые были виданы через КОВ крестьянам для оказания помощи погорельцам, семьям красноармейцев и неимущим для обработки земли.
Всего оказана помощь 118 хозяйствам. Взята в аренду разрушенная водяная мельница. Для последней было в короткий срок приобретено два жернова и ремни и мельница была пущена в ход.
За эту работу квардецкий волКОВ был занесен на красную доску в газете «Луч». В связи с укрупнением волостей тов. Абаляев снова был оставлен предволКОВ укрупненной волости. Здесь в начале 24-го и в конце 23 года с большими усилиями ему удалось открыть, при поддержке партийных организаций, 12 изб-читален, которые снабжались литературой, керосином и пр. от волКОВ.
Осенью в 1924 году сгоревшая школа в с. Стригине была не достроена. На нее волКОВ выдал 50 пудов хлеба, рассчитался с плотниками и вставил стекла на средства кресткома.
Был открыт кирпичный завод, на котором выработано 250000 шт. кирпича, организована молочная артель, а также организована артель инвалидов, которая имеет в настоящее время оборот до 5000 рублей. Работает последняя на наличные средства, 25 декабря 1924 г. сгорела водяная мельница и в ней около 300 пудов ржи. И здесь волКОВ не пал духом, несмотря на то, что кулаки злорадствовали и говорили с укорами: «готовое сумели взять, сумеете ли построить новую». Общими усилиями со стороны волкресткома мельница была построена лучше, чем раньше.
Крестьянство, ценя работу тов. Абаляева, выносит ему благодарность через печать.
ГубКОВ, зная тов. Абаляева, считает его лучшим работником КОВ в губернии и предлагает остальным работникам кресткомов в своей работе подтянуться» («Призыв», 17 апреля 1925).
«Тов. Тушиной 49 лет, а на фабрике она работает 37 лет. Сроднилась с фабрикой, привыкла. Вместе с рабочими и работницами пережила она бурный 1905 год. Принимала участие в стачке, бывала на митингах, демонстрациях... Попробовала казацкую нагайку... но, несмотря не на что, бодра и энергична по-прежнему. В 1918 году, во время белогвардейского восстания в Муроме, укрыла 8 коммунистов, проводила их в лес Чаадаевской волости и после снабжала хлебом.
Тов. Тушина два года работает делегаткой. Работает в фабкоме. Заведует мотальной» («Призыв», 8 марта 1924).
С 1929 года село являлось центром Дмитриевско-Слободского сельсовета Муромского района, с 2005 года — в составе городского округа Муром.
Численность населения: в 1859 г. – 695 чел.; в 1897 г. – 1681 чел.; в 1905 г. – 982 чел.; в 1926 г. – 1628 чел.; в 2002 г. – 1263 чел.; 2010 г. – 1381 чел.
В Дмитриевской Слободе находится предприятие легкой промышленности — ОАО «Муромлен» (с. Дмитриевская Слобода, 8), а также предприятие — «Муроммежхозлес» (Дмитриевская Слобода, ул. Механизаторов, 46а вывоз древесины, пиломатериалы, паркет).
В селе родились:
- Быков Михаил Иванович (1903—1940) — Герой Советского Союза.
- Бочкарёв, Михаил Васильевич (р. 1917) — советский врач-интернист, доктор медицинских наук (1971), профессор (1973).
Слободская фабрика
Текстильная промышленность в виде мануфактурных мастерских появилась еще в 1760-х годах. Расцвет полотняной промышленности приходится на 1840 год, в который она дала, главным образом, для вывоза заграницу 90 тыс. кусков (по 50 apш.) фламских, равендучных и др. полотен.
В 1879 г. для обслуживания этих мануфактур пряжей открыта была фабрика товарищества Муромской льняной мануфактуры (слободская фабрика) в с. Дмитриева слободка.
Крестьянство округа, обремененное тяжелыми выкупами, вынуждалось работать на самых унизительных условиях.
В 1883 г. число всех рабочих – 315 чел., из них 70 малолетн. В 1885 г. число всех рабочих – 494 чел. (256 муж. и 238 жен.), из них 63 малолетн. Работали день и ночь, 8-ми часов. сменами. В ручной часальной – с 6 утра до 8 веч., с перер. 1 ½ ч. на обед и ½ ч. – на завтрак.
В 1883 г. на льно-прядильной Демидова и на Муромской мануфактуре более чем у ¼ всех малолетних кардовщиков было воспаление век, а у некоторых замечалась даже и трахома. Льняное производство соединено с очень вредным моментом, не существующем в хлопчатобумажном производстве – это отделением гнилостных испарений, которыми наполнены бывают мастерские, где стоят так-называемые мокрые ватера и где, по преимуществу, работают малолетние. Беление льняной пряжи и ткани соединено также с более сильными и вредными испарениями, чем беление хлопчатобумажных тканей и пряжи. Все медицинские авторитеты тех времен считали очень вредным льняное производство и некоторые из них приписывали даже льняной пыли свойство, особенно у новичков, производить крупозное воспаление легких.
В 1890 г. «Паровых машин – 1, сил 158, паровых котлов – 2. Ватерных прядильных веретен – 4564, крутильных веретен – 988. Освещение керосином. Работает днем и ночью. Рабочих: 331 муж., 232 жен., 54 малолетних. Школы нет. приемный покой – на 4 кровати. Рабочие живут на квартирах» (Фабрики, заводы и прочия промышленныя заведения Владимирской губернии. Составил В.Ф. Свирский. 1890).
Правление товарищества находилось в городе Муроме. Директором-распорядителем и главным его руководителем с 1892 года состоял потомственный почетный гражданин Николай Васильевич Суздальцев, состоящий еще гласным городской думы с 1884 года, гласным Муромского уездного земского собрания. Имел орден св. Анны 3-й степени, 4 золотых и несколько серебряных медалей.
Директорами товарищества состояли и его братья – Федор и Василий. Суздальцев Федор Васильевич, имел льноткацкую фабрику (льно-прядильная ф-ка Ф.В. Суздальцева> основана в 1897) и занимал следующие общественные должности: гласный городской думы, председатель городской подотчетной комиссии с 1902 года. Суздальцев Василий Васильевич состоял гласным Муромской городской думы.
В 1896 году, после пристройки к главному корпусу здания, фабрика значительно увеличилась. В конце этого же года на ней работало 6 044 прядильных и 1 448 крутильных веретен.
1907 г. «Льно-прядильная фабрика Т-ва Муромской М-ры при с. Дмитриевской Слободе. Предметы производства – пряжа и нитки. Директор-распорядитель – Николай Васильевич Суздальцев, адрес проживания – гор. Муром, Рождественская ул. Адрес правления – г. Муром, угол Успенской и Рождественской ул. Заведующий – Владимир Иванович Хряпин, живет при фабрике. Количество рабочих – 1150 чел. Приблизительная сумма производства - 957 000 р.» (Владимирский календарь и памятная книжка на 1908 год).
Имелись два двигателя в 200 и 300 лошадиных сил. Сырье — исключительно лен — покупается в Муроме, Костроме, Пучеже и Ржеве. Сбыт преимущественно в Вязниковском уезде.
Муромская мануфактура
Поселок фабрики им. П.Л. Войкова возник при льнопрядильной фабрике. В 1905 году в Муромской мануфактуре числилось 6 дворов.
Производительность фабрики падала. Фабриканты не прилагали столько усилий к усовершенствованию условий производства, сколько к выжиманию соков из рабочих. Годы революции еще более расшатали ее состояние. Фабрика требовала капитального ремонта.
«В «неделю помощи школе» Дмитриевской слободы (Мур. у.) был поставлен спектакль. Выручено 600 000 р., которые и сданы в союз Всеработпроса» (газета «Луч», 9-го февраля 1922).
«Отсутствие средств у местных органов Наркомпроса ярко отражается на сети к. пр. учреждений.
Так например:
Когда-то на территории Муромского уезда было более полтора десятка детских садов (лишь в одном городе – семь), теперь же, к 1 июня, всего лишь 4 детсада.
Дальнейшее сокращение их ни в коем случае не допустимо, это ясно для каждого, оценивающего идеи дошкольного воспитания.
Приходится изыскивать способы для укрепления детских учреждений.
Одним из лучших способов является передача детских учреждений на хозяйственное содержание (топливо, ремонт помещений, оплата труда служащим) фабрикам, кооперативным и иным промышленным предприятиям.
В настоящее время переданы на хоз. содержание Дмитриево-Слободской фабрике Дм.-Слободск. школа и сад и Муромской бумаго-ткацкой фабрике 5-ая школа I ст.
Той же фабрике передается и 2-й детский сад…» («Луч», 17-го июня 1922).
Фабрика «Имени Ледина и Рогоськова»
«Открывают сад имени т. Воровского. Культотделом фабрикома Льно-прядильной фабрики имени «Ледина и Рогоськова» намечено открытие рабочего сада в память тов. В.В. Воровского. К открытию намечен план, устройства митинга, постановка концертного отделения и выпуск стенной газеты. Открытие предполагается не позднее 12-го мая с. г. Уже приступлено к устройству летней сцены.
Сад будет служить местом отдыха для рабочих. При саде откроется библ.-читальня, и будут проводиться беседы. Культотделом замечено, что рабочие стремятся к самообразованию и интересуются газетами. Организация сада поможет им поднять свой культурный уровень.
Хорошо если и другие фабрики и заводы зададутся такой же целью» («Луч», 7 июня 1923).
«Электрофикация. Дмитриевская слобода, Ковард. вол. Самостоятельной станции нет, ток получается от фабрики. Динамо мощностью 35 киловатт работает от паровой машины в 54 лош. сил. Током пользуется все селение (215 дворов с общим количеством лампочек 430 шт.) с 1919 г. Кроме домашнего освещения имеется на улицах 3 фонаря. При фабрике, в ведении которой находится станция, имеется кинематограф. Отношение местного населения к электрофикации в первое время было очень доброжелательное, затем, когда вследствие перегруженности понизилось напряжение освещения, началось недовольство освещением и у Сельсовета есть предположение построить свою электро-станцию.
Условия отпуска электро-энергии для населения установлены таковы: каждый, имеющий освещение, должен вывезти с берега Oки на расстоянии 1 ½ верст 1 ¼ куб. саж. дров с лампочки в 25 свечей. Рабочий или служащий фабрики имеет право на бесплатное пользование 1 лампочкой в 25 свечей» («Луч», 22 августа 1923).
В городе действовали три льнопрядильных фабрики: «Красный прядильщик», «Пролетарий» и фабрика имени Ледина и Рогоськова в селе Дмитриевская слобода. Бумаготкацкая фабрика «Красный луч» находилась на хозрасчете и выполняла заказы губернского Совета народного хозяйства (Губсовнархоза).
Апрель 1924 года – дата начала экзаменовки рабочего класса на фабрике. «Достойно выполнить боевую задачу по ремонту ф-ки», - вот наказ от 800 человек, временно уволенных.
Ремонтированы до иголочки карды, ватера, водоносные колодцы, капитальный ремонт паровой машины и корпуса. На ремонт жилищ рабочим затрачена сумма превысившая на 20 000 руб. «фонд на улучшение быта рабочих». Построено под квартиры новое здание. Ремонтирован клуб.
«Пожарная команда на фабрике Ледина и Рогоськова, плохо выполняет свои обязанности. Так 23-го сентября по дороге в с. Чаадаево свалилось колесо, съехал гуж и большая часть пожарников не явилась. Не поехали тушить пожар руководитель пожарной команды Гуреев, предфабкома Удальцов и завскладом Макаров. А ведь все получают за это 15% заработка» («Красный Луч», 1 окт. 1924).
«Сырья на ф-ке в запасе к 1-му ноября имеется всего на 1 ½ месяца. Но к заготовке средства уже отпущены. Топливом ф-ка обеспечена на 2 года. Блестят ремонтированные станки, машины, вновь асфальтированы полы, светлое, побеленное помещение, окрашены крыши всех фабричных помещений, ремонтированы мосты, дороги. Еще 2-3 недели, и здесь забьет ключом трудовая жизнь. Скоро застучат ватера и там, где за изношенностью работало 2 ватерщицы, любо станет работать одной. Несомненно, увеличение производительности, после такого ремонта, даст себя знать. Профорганизация совместно с ячейкой РКП(б), поднимая политическое самосознание рабочих, зорко наблюдают за поднятием трудовой дисциплины, за уменьшением накладных расходов. Пролетарской заботой о рабочих вводятся установки около опасных частей машин и прочие предохранения по охране труда рабочих» («Красный Луч», 20 ноября 1924 года).
В двадцатые годы женщина-руководитель, занятая на самостоятельной ответственной работе, еще оставалась исключением, поскольку в обществе сохранялось убеждение, что женщины не способны осваивать сложные технические профессии и выполнять руководящую работу. Назначение женщины даже на мелкие управленческие должности вызывало неприятие у мужчин, которые оказывались в ее подчинении. Подобная ситуация сложилась на муромской фабрике имени Ледина и Рогоськова. Там рабочие - мужчины были недовольны тем, что на должность подмастерья выдвинули работницу-ватерщицу: «Они вначале не могли примириться с выдвижением женщины».
«Октябрины (Ф-ка им. Ледина и Рогоськова, Муром). Шумно сегодня в Рабочем клубе. Едва повернуться. Рабочая и крестьянская публика встречает виновников торжества — семью беспартийного рабочего ф-ки тов. Г. Грязнова.
Торжественное собрание в честь октябрин открыто. Идут приветствия новорожденному гражданину СССР от партийных, профессиональных организации и юных пионеров.
Подносятся подарки: от ячейки РКП—портрет т. Ленина в рамке, от правления клуба—книги и от фабкома мануфактура.
Ответное слово произносит отец ребенка т. Грязнов. Гром аплодисментов покрывает его последние слова.
Единодушно принимаются предложения о названии ребенка Леонидом, о зачислении его членом профсоюза текстильщиков и отряд юных пионеров и о выборе в «крестные» ребенка т. Зиновьева и Крупской, которым послана телеграмма-уведомление о решении собрания. В телеграмме говорится, что выбор собрания их в «крестные» означает — полное доверие вождям, которые сами строят и указывают всем рабочим и крестьянам как строить новую радостную жизнь для подрастающего поколения.
Затем был заслушан доклад о новом быте, а вечером состоялся концерт при участии Трояновского» («Красный луч», 18 июля 1924).
«Работа Охраны Труда. Охраной Труда с марта месяца проведено 9-ть заседаний с вопросами о спецодежде, спецмыле, о квартирах и др. Обследований квартир было 6. Квартирами удовлетворены 10 семейств. Построен новый дом на 4 семейства, был произведен ремонт квартир, но жилищный вопрос все еще стоит очень и очень остро. Имеется скученность жильцов.
Охраной Труда обращалось внимание на санитарное состояние фабрики — замеченный недостатки устранялись. Рабочие положенной спецодеждой удовлетворены полностью. Плохо обстоит дело с выдачей очков. Дирекция не обращает на это внимания и не выполняет постановления Охраны Труда.
Под нажимом Охраны Труда уплачено всем рабочим за переработку. Имеется недовольство рабочих на несвоевременную выдачу пособия Райстрахкассой.
Фабрика медикаментами обеспечена и медперсонал соответствует назначению — вопрос стоит лишь о назначении акушерки с практическим стажем, которая на фабрике необходима за отдаленностью от города.
18 ноября пленумом фабкома вынесено постановление: о целесообразности постройки дома ожиданий, обследовать кровельную мастерскую и на общем собрании рабочих поставить вопрос об организации Жилищно-строительного Кооперативного Т-ва, а также вести борьбу с симуляцией, манкировкой и прогулами» («Красный Луч», 21 ноября 1924 года).
«Праздничное настроение… веселые лица рабочих и работниц… Никогда еще не было видно такого количества собравшихся. Все 500 человек здесь налицо… Сегодня торжественное заседание в честь открытия и пуска фабрики. Сегодня здесь собрались представители от всех организаций. Вот от укома РКП (б.) тов. Бирюков, от Уика т. Сергеев, от военкомата т. Грачев, от губотдела союза текстилей т. Гаврилов и т.д.
Заседание открыто. Гремит Интернационал.
- Почтим память дорогих товарищей Ногина, Ледина и Рогоськова, погибших в Октябрьские дни,- говорит т. Комиссаров.
Звуки похоронного марша как-то скорбно вкрадываются в душу… в памяти встают они, борцы за революцию.
- Мы, рабочие, завоевали право строить новую жизнь!.. В Союзе ССР – хозяева мы!..
Пусть память нашего великого учителя и вождя Ильича зовет нас к новым победам, к борьбе за создание коммунистического общества,- читает письмо т. Кутузова собравшимся т. Комиссаров.
Принимается предложение послать приветственные телеграммы т. Дзержинскому и ЦК союза текстилей.
От 2-го льноправления выступил т. Футорян. Поздравив рабочих с пуском фабрики, он отметил быстрый и добросовестный ремонт машин и станков.
- Наша задача,- заявил он, - выработать дешевую продукцию, поднять производительность труда и этим закрепить смычку с крестьянством.
Затем т. Футорян, под звуки Интернационала, передает рабочим знамя.
Вслед за этим, выступили с приветствиями представители разных организаций.
- Да здравствуют рабочие – фабрики имени Ледина и Рогоськова, - закончил последнее слово т. Комиссаров.
Звуки Интернационала…» («Призыв», 18 января 1925).
«Вследствие пуска фабрики на полный ход значительно увеличилось количество рабочих и служащих. Так, вместо прежних 290 чел. на 1 января фабком объединил уже 599 чел.
Для сбора членских взнocoв вы делено 17 сборщиков. На каждого сборщика падает по 35 чел.
В настоящее время производится учет неплательщиков взносов.
Работа среди женщин до сих пор велась слабо. Это учтено женотделом. Приняты меры к усилению работы через энергичного организатора женщин.
Работа среди молодежи сосредоточена пока в кружках фабричного клуба. Молодежь втягивается в производственно-технические совещания. Фабком обращает серьезное внимание на подбор молодняка и сохранение брони.
Амбулатория фабрики медикаментами обеспечена достаточно. Отношение медперсонала к посетителям хорошее.
Культработа ведется успешно. В результате работы в подшефных деревнях организованы: ячейка РКП(б), РЛКСМ, изба-читальня и ликпункт на 100 чел.
Культкомиссия подняла вопрос о переносе шефства на другое, более отсталое в культурном отношении селение.
Наблюдается наплыв молодняка в газетный кружок. Предположено организовать кружок рабкоров при стенгазете.
Имеется библиотека с 1746 экз. книг. Рабочие охотно читают книги. Средняя посещаемость библиотеки в день до 50 чел.
Функционирует фабричная школа 1-й ступени с 215 учениками. Дети рабочих находятся в детском саду. Организован отряд пионеров в составе 50 человек. Октябрят насчитывается 26 чел.
На ликпункте всего обучалось грамоте 105 человек. Проведен политсуд над неграмотным и пр. В ячейке МОПРа состоят все рабочие и служащие. Проводилась неделя помощи борцам революции. Ячейка Доброхим насчитывает 480 членов. Все рабочие состоят членами ОДВФ.
Взаимоотношения с администрацией не налажены. Зачастую администрация не выполняет предложений охраны труда и фабкома. Так, например, до сих пор не выполнено предложение о переносе уборной клуба в другое место и не приведены в надлежащее состояние уборные в корпусах» («Призыв», 28 января 1925).
«Неужели на лестницу не хватит денег? В фабричной школе печная труба закрывается на высоте около 2-х саженей. Лестница туда такая, что сторожиха почти ежедневно летает с нее. Недавно полезла открывать трубу работница, пришедшая на ликпункт. Слетела и сломала руку. Теперь рука у нее в гипсе. Надолго лишилась возможности работать» («Призыв», 20 марта 1925).
«У муромских спортсменов. В первомайский праздник спортсмены муромских ж.-дорожных мастерских и ф-ки Ледина-Рогоськова принимали участие в демонстрациях и параде.
Муром впервые видел такую картину, когда спортсмены в одних только трусиках демонстрировали по городу.
По окончании демонстрации на спорт-поле при большом стечении публики были проведены массовые игры и различные спортвыступления.
Празднество на поле закончилось футбольным матчем между городской командой и ж.-дорожных мастерских. Матч закончился в пользу городской команды» (Газета «Призыв», 9 мая 1925).
«На производственном совещании фабрики имени Ледина и Рогоськова директор сделал доклад о работе мокро-ватерного цеха за декабрь. Из доклада и прений выяснилось, что за декабрь выработка по мокро-ватерному цеху понизилась из-за недостатка подсобных материалов. Не хватало катушек, временами не было кислоты и т. д. Кроме того, наблюдалось иногда и халатное отношение рабочих к делу,— в приготовительном отделе, например, по недосмотру рабочих были пропуска лент на ленточных машинах.
Рабочие на совещании заявили:
— Если будет достаточно катушек, то мы ручаемся, что недоработки больше не будет.
Теперь задача администрации — достать хорошие катушки.
Рабочие просили также чаще созывать производственные совещания» («Призыв», 9 февр. 1927).
Фабрика им. П.Л. Войкова
«У организаций фанерного завода культработа не стоит в центре внимания
На фанерном заводе (ф-ка им. Войкова) культурно-массовой работы совсем не ведется, несмотря на то, что теперь все условия для проведения культработы имеются.
При заводе открыта хорошая столовая. Там имеется неплохая сцена, кино-будка.
Однако, возможности совершенно не используются. На рабочем поселке часто можно видеть играющих в карты и пьяных гуляк. Но работники рабочкома, видя это, заявляют,— «Некому вести работу».
Совершено не помогает рабочкому развернуть культработу администрация завода. Для занавеса на сцену 4—5 метров полотна администрация не дает, нельзя, а директору Хренову можно. Он получил мануфактуры 6 метров, но, очевидно, этого показалось маловато, получил еще 9 метров.
Таково отношение к культработе на фанерном заводе.
Партийная ячейка завода должна взяться по-большевистски за развертывание культурной работы. Надо одернуть тех, кто не помогает, а, наоборот, тормозит развертыванию культработы.
Культработа должна строго сочетаться с задачами дня, с темпами социалистического строительства, с выполнением промфинплана на заводе — это главное.
В. ГОЛИЦЫН» («Муромский рабочий», 21 авг. 1930).
«Организации ф-ки им. Войкова за постройку нового клуба ведут борьбу не менее 3-4 лет. По этому вопросу было ряд постановления пленума ФЗК и рабочих конференций. Дело о постройке клуба рассматривал быв. Владимирский губотдел союза текстильщиков, а потом ЦК союзп текстильщиков, который решил постройку клуба включить в смету будущих лет, а пока дирекции ф-ки предложено под клуб предоставить другое здание, которого до сих пор нет» («Муромский рабочий», 21 авг. 1930).
На фабрике имени Войкова в грабельной мастерской по инициативе комсомольского коллектива была организована производственная коммуна. В нее вошло 15 человек. Все коммунары объявили себя ударниками и самозакрепились на фабрике до конца пятилетки. Коммуна завела общую расчетную книжку», - и т. д.
«Учитывая, что на фабрике им. Войкова силовая установка находится в плохом состоянии (имело место несколько мелких аварий), учитывая, что красно-прядильщики не знают, что оставить резервом и т.д., этим предприятиям предложено добиться в тресте, чтобы фабрики были включены в обслуживание Муромской подстанции. Тоже самое предложено и фабрике «Красный Луч», которая в настоящее время не имеет никакого резерва и электро-энергию со своей силовой установки получает по 18-22 коп. за киловат-час, вместо 5-7 коп. с Балахнинской станции.
Всем предприятиям дадены жесткие сроки для дачи сведений в Нижэлектроцентр о потребности электроэнергии до 1938 г.» (Муромский рабочий. 2 июня, 1931).
С 15-го ноября 1931 г. после перерыва на ремонт оборудования начала работать фабрика имени Войкова.
«Фабрика имени Войкова с 15-го ноября 1931 г. снова включается в ряды действующих предприятий. Топливом и сырьем фабрика обеспечена. Ремонт производственного оборудования закончен полностью. Скверно дело обстоит с рабочей силой. Чтобы обеспечить пуск фабрики, нужно иметь рабочих 965 человек, в действительности имеется 587 чел., из которых 316 чел. завербовано в порядке договоров с колхозами. Не хватает рабочих 380 человек.
Выполняя первое условие тов. Сталина – «организованно набирать рабсилу» — пленум фабричного комитета объявил себя мобилизованным по вербовке рабочих. Из членов фабкома созданы дополнительные бригады, которые обязались фабрику рабсилой обеспечить полностью.
В работе вербовочных бригад встречается ряд трудностей. Некоторые колхозы недооценивают политического значения вербовочной работы. В Степанькове и др. селениях заявляют о том, что в их деревнях свободной рабсилы нет и т. д. Эти заявления ничем не обоснованы.
В колхозах рабочая сила есть. Она обязаны войковцам дать не менее 380 человек. Ни в коем случае не допускать того, чтобы войковцы из-за нехватки рабочих недодавали тысячи кило-номеров пряжи, столь необходимой ткацким фабрикам» («Муромский рабочий», 13 ноября 1931).
В 70-е годы были объединены фабрика им. П.Л. Войкова и льнопрядильная ф-ка «Красный прядильщик».
С 1929 года посёлок фабрики им. П.Л. Войкова входил состав Дмитриево-Слободкого сельсовета Муромского района, с 2005 года — в составе городского округа Муром.
Численность населения в поселке фабрики им. П.Л. Войкова: в 1905 г. – 550 чел.; в 1926 г. – 222 чел.; в 2002 г. – 1634 чел.; в 2010 г. – 1383 чел.
Церковь Дмитрия Солунского
Когда основана в Димитриевской слободе церковь, сведений не сохранилось, но она была уже здесь в XVII столетии. В окладных книгах 1676 года находятся следующие сведения о Димитриевском приходе, «в слободе церковь Димитрия Селунского; у тое церкви двор попа Илариона да приходу: ямских охотников 69 дворов, в том числе одна вдова, да 6 дворов бобыльских, в том числе 3 дв. церковных бобылей (в 1897 г. в слободе 120 дворов).
В XVIII столетии в слободе было две деревянных церкви: во имя Св. Димитрия Солунского и Пресв. Троицы. Вместо этих двух деревянных церквей в 1808 году, тщанием Муромского купца Михаила Елина, построен каменный храм.
Престолов в этом храме два: главный во имя Пресв. Троицы, в приделе теплом во имя св. в.-муч. Димитрия Солунского.
Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь была снабжена достаточно; чего-либо замечательного по своей ценности или древности не было.
Причта по штату положено — священник и псаломщик. На содержание их получалось: от служб, требоисправлений и от земли до 500 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.
Земли при церкви: усадебной 2 дес., пахотной 33 дес. 706 кв. саж. Так как земля эта неудобная, то причт вместо нее пользовался крестьянской землей.
Приход состоял из одной Димитриевской слободы, в которой по клировым ведомостям числилось 138 дворов (в 1676 году было только 75 дворов), 444 души муж. пола и 518 женского.
В слободе имелась церковно-приходская школа; учащихся в 1895 — 96 году было 42.
«По-прежнему усиливают пропаганду своего лжеучения иоанниты. Особенным усердием в этом отличаются крестьяне Дмитриевой слободы, Муром. уез., Грязнов и Демьянов. Состоя книгоношами от редакции „Кронштадтский Маяк", они посещают с проповедью разные местности епархии и вместе с журналом наделяют слушателей разными изданиями „Маяка". Иоанниты пользуются расположением темного люда, так как выставляют себя строгими ревнителями православной веры» (В. Е. В. № 20-й. 1910 г.).
Священник Дмитриевской слоб., Павел Белоцветов 30 июля 1915 г. перемещен к Николо-Набережной гор. Мурома церкви. Священник Павел Белоцветов, перемещенный к Николо-Набережной гор. Мурома ц., оставлен на прежнем месте, в Дмитриевской слободе.
11-го декабря 1916 г., по случаю освящения храма в селе Дмитриевской слободе, Муромского уезда, Преосвященнейший Митрофан в храме означенного села совершил всенощное бдение при участии местного Благочинного, священника села Борисова Владимира Владычина, протоиерея села Муська Павла Лебедева, священников города Мурома: Александра Алякринского, Леонида Белоцветова и Петра Покровского, местного священника Павла Белоцветова и священника села Иоакиманской слободы Николая Сперанского. Утром в 8 ½ часов Его Преосвященство со всеми, сослужившими ему накануне, совершил водосвятный молебен, после которого было совершено освящение храма во имя Дмитрия Солунского и затем Божественная литургия. Во время литургии был хиротонисан во священника окончивший курс Владимирской Дух. Семинарии псаломщик села Овчухов Владимирского уезда Андрей Сапоровский, назначенный священником в село Дедово, Муромского у. Во время причастного поучение, соответствующее случаю, говорил настоятель храма о. Павел Белоцветов. В конце литургии Владыка вышел из алтаря к народу и, обратясь сначала к ктитору церковному Николаю Васильевичу Антонову, который очень много вложил труда, забот и личных средств при ремонте освященного храма, благодарил его за такое усердие к храму Божию, а затем, обратясь ко всем молящимся, произнес глубоко назидательное слово. Рассказав историю поклонения волхвов, принесших новорожденному Богомладенцу в дар золото, ладан и смирну, Владыка убеждал слушателей, в виду предстоящего великого праздника Рождества Христова, принести в дар Христу дела милосердия, оказав помощь несчастным детям и всем нуждающимся, каковых везде можно встретить, особенно в нынешнее чрезвычайно тяжелое военное время. После речи Владыки, был прочитан жертвователю Антонову благодарственный адрес от имени прихожан и поднесена икона Спасителя, которую вручил ему сам Владыка, предварительно осенивши его ею. По окончании церковного торжества, всем служащим во главе с Владыкой Антоновым был предложен обед. Всенощное бдение пел местный хор, а литургию хор Муромского собора.
В годы Советской Власти церковь была полностью разрушена.
Часовня Святого Великомученика Димитрия Солунского
Кирпичная восьмигранная одноглавая часовня, построена 2000-е годы на Слободском (Новом) кладбище у Дмитриевской Слободы Мурома.
Священник Вячеслав Чернецов
25 июня 2020 года, в соответствии с утвержденным Епархиальным архиереем генеральным планом земельного участка, выделенного администрацией округа Муром под строительство храма св. вмч. Димитрия Солунского, было установлено временное помещение для совершения богослужений.
28 июня 2020 г., совершил водосвятный молебен святому великомученику Димитрию Солунскому в Дмитриевской Слободе и освятил для богослужений временное помещение, которое установлено на месте разрушенного храма.
В 2020 году в мкрн. Димитриевская слобода начато строительство храма храма в честь святого великомученика Димитрия Солунского.
24 июля 2020 года, в праздник святой равноапостольной великой книгяни Российской Ольги, епископ Муромский и Вязниковский Нил с архипастырским рабочим визитом посетил место будущего строительства храма в честь святого великомученика Димитрия Солунского мкр. Димитриевская Слобода округа Муром.
У временной часовни Преосвященного владыку встречали протоиерей Николай Симчук, благочинный округа Муром, протоиерей Алексий Ганченко строитель храма; иерей Вячеслав Чернецов ответственный за созидание приходской общины.
В ходе визита, Преосвященный владыка осмотрел временную часовню, территорию под строительство храма, ознакомился с текущими вопросами по технологическому подключению электроэнергии и строительства временного храма, а также пообщался с местными жителями и ответил на их вопросы. Далее, Преосвященный владыка осмотрел часовню святого великомученика Димитрия на новом муниципальном кладбище Дмитриевской Слободы.
Источник: http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/murom/s/48-1-0-4014