Напротив входа в Окский парк, на углу улицы Советская и площади Революции, стоит неказистое строение без окон, которое было построено купцом Ф.Е. Никитиным в 1911 году напротив Соборной площади. В 1911 г. в каменном корпусе Ф.Е. Никитина был открыт один из первых в Муроме кинематографов - "Люкс". Вскоре, из-за непригодности помещения для массовых зрелищ, хозяину пришлось выстроить новый кинотеатр - «Художественный», на месте нынешнего Дворца культуры им. 1100-летия Мурома.
В ночь на 13 августа 1944 года здание театра сгорело. До 1956 года решается вопрос по его восстановлению.
Дворец культуры имени 1100-летия Мурома. 1960-е гг.
Дворец культуры имени 1100-летия города Мурома. Ул. Л. Толстого, д. 23
Дворец культуры строился с 1947 года по проекту заслуженного архитектора СССР Николая Петровича Куренного к 1100-летнему юбилею города Муромана месте сгоревшего в военные годы городского драмтеатра. Отвечал за строительство главный архитектор Мурома Николай Андреевич Беспалов. Здание Дворца рассчитано на семьсот пятьдесят мест и изначально строилось как театральное. Из столицы, где только что закончилось возведение Кремлевского Дворца съездов, привозили гранит и мрамор, от «Метростроя» получили дубовые двери, а великолепные хрустальные люстры изготовили лучшие столичные мастера. Из московского театра им. К.С. Станиславского и В.В. Немировича-Данченко доставили театральную мебель.
В 1962 году в Муроме торжественно праздновалось 1100-летие. В августе 1962 года был открыт Дворец культуры.
Перед Дворцом в 1970 году организована площадь Победы с обелиском и Вечным огнем у его основания (архитекторы А.С. Белялов, К.К. Голубев, А.К. Козлов).
До этого в клубе им. В.И. Ленина работал народный театр оперетты под управлением П.П. Радковского. Клуб имел свою театральную сцену, костюмерную. Хорошей сценической площадкой был летний театр на территории современного стадиона «Локомотив». Над оформлением спектаклей работала группа специалистов: художники-декораторы, костюмеры, хореографы и т. д. Иногда костюмы брали напрокат в московских театрах. Выступления артистов проходили в сопровождении симфонического оркестра под руководством В. Костерина. Профессиональный уровень актеров был настолько высок, что выступление коллектива транслировалось по Центральному телевидению, а режиссер театра П.П. Радковский первый в Муроме получил звание «Заслуженного работника культуры Российской Федерации». За время своего существования театр Радковского поставил несколько тысяч различных спектаклей. Среди них «Русский вопрос» К. Симонова, «Разлом» А. Фадеева, «Егор Булычев и другие» М. Горького, «Морской узел» Е. Жарковского, «Стряпуха» А. Сафронова, «Свадьба в Малиновке» Б. Александрова и многие другие. После открытия в Муроме Дворца культуры имени 1100-летия города театр П.П. Радковского выступал на его сцене до 1973 года. В 1973 году он умер.
Дворцу требовался профессиональный режиссёр, каковым являлся Н.Н. Горячев. Выпускник МГИК Н.Н. Горячев, в феврале 1974 года приступил к репетициям дипломного спектакля «История западной окраины» и 4 мая состоялась премьера.
Муромский Дворец культуры так и не получил статуса театра. В нем работали только самодеятельные коллективы: народный театр «Контраст» под руководством заслуженного работника культуры России Н.Н. Горячева, академический хор, цирк, множество кружков и т. п.
В 1960-80-е годы частыми гостями на сцене муромского Дворца были артисты из других городов, в том числе из столицы. Муромцы аплодировали Ольге Воронец, Людмиле Зыкиной, Майе Кристалинской, Иосифу Кобзону, Олегу Лундстрему, Алле Тарасовой, Геннадию Хазанову, Борису Штоколову, Махмуду Эсамбаеву и десяткам других звезд советской эстрады, театра и кино.
Дворец культуры очень быстро стал главной сценической площадкой Мурома, местом проведения всех значимых мероприятий, встреч, смотров и конференций, собраний, семинаров, лекций.
В 60-х – 70-х годах проводились ежегодные смотры художественной самодеятельности, в 1975 году состоялся первый Всесоюзный фестиваль. На этой волне театральный коллектив «Счастливые нищие» ДК 1100-летия Мурома получает популярность за пределами Владимирской области, в 1979 году коллектив становится народным театром и лауреатом премии имени Герасима Фейгина Владимирского обкома комсомола. Неблагозвучное для идеологических отделов название коллектив меняется на «Контраст». За сценическое прочтение поэмы Р. Рождественского «210 шагов» коллектив удостоен звания Лауреата Премии Владимирского обкома комсомола. В 1981 году коллектив занесён в Книгу Почёта народных талантов Владимирского областного Совета профсоюзов. В 1987 году имя режиссёра Горячева Н.Н. появляется в программках и афишах Владимирского академического областного театра драмы к спектаклю «Ночной мотоциклист» по одноимённой пьесе Юрия Яковлева, а в 1988 году к спектаклю «Игра в фанты» Николая Коляды. В 1989 году «Контраст» с успехом гастролирует в Чехословакии со спектаклями «Ящерица» Володина и «Максималист» Стратиева. Синхронный перевод убирает языковой барьер между артистами и зрителями.
Зрительный зал ДК им. 1100-летия Мурома рассчитан на 650 человек. Так же Дворец культуры располагает танцевальным залом и студией звукозаписи, студией для занятий эстрадным вокалом и комнатами для занятий клубных формирований, костюмерной и гримерными комнатами, залами для занятий цирковой студии и спортивной секции по рукопашному бою и другими помещениями.
В муромском Дворце культуры действует множество клубных формирований, объединяющих увлеченных людей в клубы по интересам, часто проходят разнообразные концерты, конкурсы и выступления приезжих артистов. Коллективы и исполнители Дворца культуры — неоднократные победители и лауреаты различных конкурсов и фестивалей.
Сохранение и развитие традиционной народной культуры, поддержка любительского художественного творчества и культурной активности населения — основные направления деятельности Дворца культуры в Муроме.
Сайт Дворца Культуры: http://muromdk.ru/afisha
Горячев Николай Николаевич (5.11.1941 - 18.09.2018)
Родился Горячев Николай Николаевич 5 ноября 1941 года. Призвали в армию, девять месяцев учили в полковой школе Уральска, в Казахстане, и направили младшим сержантом на службу в Муромское училище связи. Попал в роту учебно-боевого обеспечения. За время службы, совершенно случайно, познакомился с красивой девушкой, а 19 октября 1963 года торжественно зарегистрировали брак с Верой на сцене Дворца культуры. Перед ноябрьскими праздниками 1963 года было последнее дежурство, после праздника получил дембельские документы, и они поехали к его родителям в Клин. В январе 1964 года училище перевели в Новочеркасск.
Чтобы обуться, одеться, да и семью надо кормить, работал на пилораме Клинской лыжной фабрики. Потом решил поступать в полиграфический институт, и устроился в Клинскую городскую типографию.
Его отец был заядлый рыбак и охотник. На охоте подружился с директором совхоза-миллионера, который уговорил Горячева перевестись работать в совхоз. Построили там дом.
Николай Николаевич работал в красивом большом селе Спас-Заулок секретарём комсомольской организации, инструктором по спорту, завклубом. По легенде, Екатерина Великая ехала из Москвы в Петербург, разбойники напали на экипаж, она спряталась между домами и этот заулок спас её. Отсюда, якобы, и родилось название села.
Как завклуб, вместо полиграфического института поступил в МГИК к Бухману Науму Аркадьевичу. В 1974 году получил направление на преддипломную практику во Владимир. МДХС возглавлял тогда Оленев Анатолий Иванович. Николай Николаевич у него и попросился в Муром. Квартиру искать не надо, и ДК хороший. А здесь 22 октября 1973 года умер П.П. Радковский, и город остался без режиссёра. Остался Денисов Виталий Сергеевич, но он был профессиональным актёром, да и тянуло его больше к кукольному театру. Горячев приехал сюда в феврале, собрали труппу из актёров Радковского, Денисова и работников дворца, приступили к репетициям «История западной окраины» по пьесе Артура Лорентса «Вестсайдская история». 4 мая выпустили спектакль, защитил диплом, и его пригласили сюда работать, пообещав квартиру через год.
С середины 70-х до начала 80-х поставили несколько молодёжных спектаклей, которые вызвали резонанс не только в городе, но и за пределами области. «Андрон Непутёвый» Неверова, «Антимиры» Вознесенского, «Ящерица» Володина, и ряд других спектаклей, с которыми гастролировали во Владимире, в Иваново, даже в Чехословакию возили. В 1979 году им вручают премию Ленинского комсомола имени Герасима Фейгина. Это привлекло внимание журналистов столицы. Приехала женщина из редакции журнала «Культурно-просветительная работа», которая провела здесь несколько дней и сделала про них хороший репортаж. И там впервые прозвучал вопрос: почему перспективный молодёжный театр ютится в курительной комнате?
Может по следам публикации в журнале, а может по случайному совпадению, через какое-то время приезжает корреспондент газеты «Правда» (И. Горбатова. «Родился театр молодёжный», «Правда» 4 февраля 1984 года). Тоже живёт в Муроме несколько дней. Посмотрела репетиции со спектаклями, встретилась с Галиной Алексеевной Стадник, которая тогда возглавляла культуру, и ещё с кем-то из горкома партии, и поехала во Владимир. Публикации органа ВЦСПС с Министерством культуры СССР в журнале «КПР» и органа ЦК КПСС в газете «Правда» подействовали. Вопрос попадает на стол областным чиновникам, область спускает его на город, те вызвали директора ЗиО Лаврентьева Николая Григорьевича. Николай Григорьевич пригласил Горячева с Осиповым Юрием Дмитриевичем. Был кто-то из представителей горкома партии с комсомолом, главный архитектор города Беспалов Николай Андреевич и архитектор завода. Сели в две машины и поехали смотреть помещение Дома офицеров. В горкоме сказали, что это помещение могут предоставить. Николай Григорьевич обошёл всё здание, от шикарных подвалов до чердака. Коммуникации XIX века, потолки низкие, полы гнилые. Но, по сравнению с «курилкой», работать там было бы намного комфортнее. При желании можно было бы поднять комсомол и методом народной стройки привести всё в надлежащий вид. Но Николай Григорьевич всё это оценил по-своему, и выдал заключение, что ему дешевле обойдётся построить новое здание для молодёжного центра, чем перебирать эти «гнилушки».
В горкоме решили возвести новый Молодёжный центр на месте частных домов между улиц Комсомольская и Лакина. А так как разговор пошёл не только об отдельном помещении для «Контраста», но и о «Молодёжном центре», комсомол подхватил инициативу, вышел на область. Обком комсомола обратился к архитекторам области, там собрали группу молодых специалистов, и они начали проектировать «Муромский молодёжный культурный центр». Мечтали построить не по стандартному проекту, а чтобы и оригинальным был, и вписывался в исторический центр Мурома. Начали решать организационные вопросы. Курировал весь процесс обком комсомола.
Они вышли на руководство областного театра с предложением сделать театр филиалом областного театра драмы. Договорились, что треть труппы комплектуется актёрами театра, а остальные из «Контраста», с которыми будут заключаться договора. А это, по тем временам, было довольно прогрессивное предложение. Об оплате самодеятельным актёрам тогда никто не заикался. Подготовку муромских актёров возложили на Горячева, как на педагога-режиссёра.
В Москве профессиональные театры задолго до этого шефствовали над самодеятельными коллективами, и участники играли с актёрами из этих театров, в области только единицы народных театров могли позволить такую роскошь. Николай Григорьевич свою часть работы выполнял неукоснительно. Снёс частные дома, дал переселенцам квартиры. Но наступили «Перестройка» Горбачёва с реформами Ельцина, в 1991 году умер Николай Григорьевич, так и умерла мечта о молодёжном театре в «Муромском молодёжном культурном центре».
Источник: https://www.murom-mama.ru/stati/intervyu-s/samodeyatelnyy-teatr-chast-3-glava-7-kontrast-goryacheva-nn-i-oblteatr.html
http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/murom/a/48-1-0-4896