Лазарево — село в Муромском районе Владимирской области, входит в состав Ковардицкого сельского поселения.
«Село Лазарево на р. Ильинке находится в 120 верстах от губернского города Владимира и в 5-ти от уездного Мурома. [1]
По писцовым книгам 1629-30 гг. село Лазарево на реке Ильинке значится старинной вотчиной губного старосты муромца Дружины Юрьева с братьями.
В кон. XVIII века по генеральному межеванию в этом селе значилось: 28 дворов, 69 муж., 74 жен., всего 143 души. В примечании занесено: «на суходоле: церковь Архистратига Михаила и два дома господских, деревянные; церковная земля на середине; а дачею по обе стороны реки Илемны; земля иловатая, хлеб и покосы – средственны, лес дровяной, крестьяне на пашне». Общего владения Настасьи Сергеевны Осорьиной, Феклы Григорьевны Урядовой и Екатерины Алексеевны Толстой.
В кон. XIX века в селе церковь каменная, земское училище с 68 мальчиками; господских домов нет; крестьянских 64 двора, 171 муж., 152 жен., всего 323 души. Последний владелец г. Саламыков. Крестьяне хлебопашцы. Пользуются преимущественно посторонними заработками в качестве каменщиков, кровельщиков, маляров.
Лазаревское сельское училище основано в 1868 году.
В 1876 г. учащихся – 35 муж. и 2 жен. Законоучитель – свящ. Андрей Кипарисов (бесплатно). Учитель – причетн. из IV класса духовной семинарии Иван Успенский (60 руб. в год). Содежание – 90 руб. от земства. Помещается тесно в квартире учителя, с платой 30 руб. в год с отоплением и прислугой.
Учащихся в 1896 году было 68.
Учительницей состояла с 1906 года священническая дочь девица Ольга Ивановна Лашманова, окончившая курс Владимирского епархиального женского училища.
1905 год: «Помещение для Лазаревского училища снималось уездным земством у местного крестьянина Кондакова, с платой ему по 100 руб. за каждый год; на наем этого помещения было отпущено в 1902 году из министерских средств 300 руб., которые к 1905 году были израсходованы и вопрос об изыскании средств на наем помещения для Лазаревского училища, остается открытым; крестьяне отказываются принимать участие в содержании училища».
В 1908 году открыто земское начальное училище в дер. Подболотня в 6 верстах от храма. Учителем по Закону Божию и прочим предметам состоял диаконский сын Владимир Иванович Малеин, окончивший курс Владимирской духовной семинарии в 1908 году. Обучалось 21 мальчик и 18 девочек.
В 1909 году открыто земское начальное училище в деревне Максимовка в 8 верстах от храма. Обучалось 160 учеников.
До революции село входило в состав Карачаровской волости Муромского уезда.
18 августа 1914 г. исполнилось 300 лет со времени открытия мощей Праведной Иулиании Лазаревской. 17 и 18-го августа в селе прошло торжественное празднование памяти Пр. Иулиании.
В 1923 году был основан колхоз «Восход», и возглавил руководство им председатель Серяков Сергей Павлович.
Памятник жителям села, погибшим в ВОВ
Численность населения: в 1859 г. – 220 чел.; в 2010 году – 121 муж. и 153 жен., всего 274 чел.; в 2012 г. – 263 чел.
Церковь Михаила Архангела
10 января 1605 года св. Иулианию погребли в дубовом гробу у церкви св. Лазаря в селе Лазаревское. Чудеса на могиле праведницы свидетельствовали, что Господь прославил смиренную рабу свою. В 1614 году, когда копали землю рядом с могилой Иулиании для ее умершего сына Георгия, были обретены мощи святой. Они источали миро, от которого шло благоухание, и многие получали исцеления от болезной - особенно больные дети.
В том же 1614 г. святая праведная Иулиания была причислена к лику святых.
Согласно писцовым книгам 1629—1630 гг. в селе в это время уже была деревянная церковь во имя праведного Лазаря и другая церковь в честь Архистратига Михаила. При церквях были два священника, дьячок и 2 пономаря; пашни церковной «худые земли» по 20 четвертей в поле, сена 40 копен, в селе двор вотчинников и 10 крестьянских дворов.
Согласно окладным книгам 1676 г. в селе Лазарево имелась «церковь Архистратига Михаила, у тое церкви двор попа Илариона, пономарев, да в том селе приходских дворов: три двора помещиковых, 15 дворов крестьянских и 1 бобыльский, да деревня Подболотная, а в ней 4 двора помещиковых, а в них живут дворовые люди, 25 дворов крестьянских и 2 бобыльских, да мельница Жемчужина, а в ней 4 двора крестьянских, да мельница Подболоцкая, в ней 6 дв. крестьянских, да мельница Антипина, в ней 2 дв. крестьянских и 1 бобыльский, мельница Потехина, в ней 4 дв. крестьянских, 1 бобыльский, деревня Кривицы, в ней двор помещиков, в котором живет прикащик, 6 дв. крестьянских и 1 бобыльский, д. Растуева, в ней двор дьяка Богдана Силина, в котором живет прикащик, 8 дв. крестьянских, 1 бобыльский, двор скотский, на котором живет дворник, д. Максимовка, в ней 8 дв. крестьянских. Да по его поповой Иларионовой сказке дано ему земли из боярских дач 4 четв. в поле, а в дву по тому ж, сенного покосу 20 копен».
Из надписи 1689 г. на кресте, бывшем в церкви, видно, что в этом году в Лазареве была церковь во имя праведного Лазаря.
Дальнейших сведений о Лазаревской церкви до начала XIX столетия не имеется.
В июне 1806 г. проживавшая в г. Муроме вдова майорша Пелагея Артемьевна Бычкова обратилась к Преосвященному Ксенофонту Епископу Владимирскому и Суздальскому с просьбой разрешить вместо имеющейся в селе Лазареве деревянной во имя св. Архангела Михаила церкви выстроить каменную во имя того же святого с приделами святителя и чудотворца Николая и святого Лазаря Праведного на деньги, завещанные майором Иваном Григорьевым Даровским и ее мужем Львом Ивановичем Бычковым, причем «старую церковь с деревянной же колокольней, по ветхости оных разобрав, употребить на обжиг кирпича, а службу Божию между тел, продолжать в имеющейся при означенной той церкви деревянной теплой во имя святого Лазаря Праведного». 17 июля 1806 г. благословение Преосвященного было получено, а Консисторией выдан соответствующий указ благочинному Муромской округи священнику села Поздняково Агапу Трофимову.
В июле 1808 года было получено разрешение Епископа перенести из ветхой Лазаревской церкви антиминс и богослужебные облачения в новоустроенный придел св. Лазаря, а ветхую церковь «употребить на довершение обжига кирпича» для строящейся церкви. При разборе ветхой церкви «никаких мощей и старых антиминсов не найдено, престола же и жертвенника доски, столбы, перекрестья и верви сожжены».
В июле 1808 г. (или 1811 г.) строительство новой церкви было окончено. По рапорту благочинного Агапа Трофимова от 11 августа 1808 г. Церковь «книгами новой, а не старой печати всего церковного круга, сосудами церковными, алтарными одеждами, священноцерковнослужительными облачениями шелковыми удовольствована», «в трапезе по правую сторону в приделе во имя святителя и чудотворца Николая в иконостасе образа греческого письма, а с немецких кунштов да и с двоеперстным сложением писанных нет». В иконостасе Никольского придела справа от царских врат помещались иконы Господа Вседержителя и Святителя Николая, с левой стороны — Пресвятой Богородицы Казанской, св. мучеников Флора и Лавра, святителя Николая, во втором ярусе над царскими вратами образ Тайной вечери.
В 1837 году у диакона Ильи Ивановича Богословского родился сын - Павел Ильич Богословский (1837-5.12.1903) – будущий преподаватель Калужской духовной семинарии. У Ильи Ив—ча было 5 сыновей: Павел И. старший, далее Михаил (умер в молодых летах), Василий, бывший священником в г. Юрьеве (ум. 1891 г.), Александр, протоиерей г. Судогды, Петр (не окончил курса семинарии), Гавриил, учившийся сначала во Владимирской, потом в III и IV кл. Калужской семинарии и, по окончании курса в Московском университете бывший военным врачом (+), и одна дочь Александра.
В 1839 году тщанием Муромского купца Алексея Максимовича Никитина расширен теплый храм и пристроены по колокольне каменные кладовая и сторожка.
Каменная ограда вокруг храма построена в 1880 году тщанием Муромской купеческой жены Параскевы Федоровны Никитиной.
К концу XIX века кровля каменной церкви обветшала. 30 сентября 1893 г. Строительное отделение Владимирского Губернского правления разрешило в церкви «вместо каменных сводиков по железо-прокатным балкам устроить деревянный потолок». Копии представленного на утверждение проекта прилагаются. В 1893-95 гг. трапеза этого храма была расширена.
Каменная ограда вокруг кладбища построена в 1898 году тщанием Муромского купца Леонтия Максимовича Никитина.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена вполне достаточно.
Гробница над местом упокоения праведной Иулиании Лазаревской
В холодном Архангельском храме у северной стены была устроена гробница над местом упокоения праведной Иулиании Лазаревской.
В 1889 г. вместо прежней была устроена новая гробница из кипарисового дерева, обложенная позолоченной и посеребряной медью. На верху крышки гробницы находилось чеканное изображение Господа Саваофа, по бокам гробницы помещались изображения в клеймах: явление святителя Николая праведной Иулиании, праведная Иулиания раздает милостыню нищим, глас от иконы Пресв. Богородицы, слышанный иереем о праведн. Иулиании, и преставление прав. Иулиании. На самой гробнице находилась икона праведной Иулиании во весь рост. На поклонение праведной Иулиании приходили богомольцы из Мурома и окрестных селений.
В кон. XIX века в церкви хранились: «древняя икона муромских чудотворцев благоверн. князей Константина с чадами, Петра и Февронии и праведн. Юлиании, серебряный вызолоченный крест с частицами св. мощей, вставленный в кипарисовую доску; на этом кресте надпись: «сей крестъ Господенъ съ мощами пожертвованъ въ Муромскiй уездъ въ село Лазарево въ церковь Лазаря праведнаго – друга Божiя, где почиваютъ мощи Iулiанiи праведной, Московскаго Благовещенскаго собора iеромонахомъ Iоанномъ». В церковной библиотеке хранился старинный большой требник печ. 1689 года.
Причта в Лазаревском приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается – от земли церковной, служб и требоисправлений и процентов с причтового капитала (390 руб.) до 475 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. [1]
Земли при церкви: усадебной 2 дес. 2160 кв. саж., пахотной 33 десят. 22 ½ саж., сенокосной не было; из пахотной земли 20 дес. неудобной; земля сдавалась причтом в аренду за 12 ½ четв. ржи. [1]
Приход состоял из села Лазарева и деревень: Жемчужной (1 вер. от церкви), Черемисиной (2 вер.), Подболотной (9 вер.), Кривиц (5 ½ вер.), Старого Ратова (6 вер.), Нового Ратова (8 вер.) и Максимовки (9 вер.), в коих по клировым ведомостям числилось 181 двор (в 1676 году было в приходе 96 дворов), 765 душ муж. пола и 939 женского. [1]
В наиболее поздней из сохранившихся клировой ведомости Архангельской церкви села Лазарево Муромского уезда Владимирской губернии за 1909 год сообщается:
«… Престолов в сей церкви три: в холодной в честь Архистратига Михаила, празднуемого 8 ноября; в теплой в южном приделе в честь св. Николая Мирликийского чудотворца, празднуемого 9 мая и 6 декабря, в северном приделе в честь св. Лазаря четверодневного, празднуемого 17 октября и в Лазареву субботу. После пожара 8 мая 1902 года престолы освящены в южном приделе 7 ноября 1904 года, в северном — 27 октября 1902 года.
Утварью сия церковь снабжена достаточно.
Причт при сей церкви состоит из священника и псаломщика…
Земли при церкви усадебной 2 десятины 2160 кв. сажен, полевой 33 десятины 22 ½ сажени, из нее 20 десятин неудобной. Пахотная земля сдана в аренду крестьянам за 50 руб. в год. Сенокосной и под лесом земли при сей церкви нет.
Церковных домов для причта при сей церкви нет. Для устройства церковных домов ни прихожане, ни церковный староста никаких мер не принимают. Священник и псаломщик живут в собственных домах на церковной земле. Квартирных денег причт ни от прихожан, ни от церкви не получает.
Расстоянием сия церковь от Духовной Консистории в 120 верстах, от города Мурома и ближайшей почтовой станции в 5 верстах, от местного благочинного в 20 верстах.
Иноверных храмов в сем приходе нет. Ближайшая к сей церкви церковь села Стригино в 5 верстах.
Ни приписной, ни домовой церкви в сем приходе нет…»
В 1909 году в приход входили с. Лазарево и деревни Подболотня, Жемчужино, Черемисино и Кривицы Муромского уезда, и д. Старое Ратово, Новое Ратово и Максимовка Меленковского уезда, в которых проживало 1886 крестьян.
18 августа 1914 г. исполнилось 300 лет со времени открытия мощей Праведной Иулиании Лазаревской. Мысль о торжественном праздновании этого события зародилась у причта и прихожан Лазаревского храма, а также и почитателей праведницы уже давно. Ходатайство о сем перед Епархиальным Начальством было возбуждено еще в начале 1914-го года, и вот 16-го августа был получен указ от Владимирской Духовной Консистории о разрешении торжественного празднования памяти пр. Иулиании 17 и 18-го августа. По получении указа, причт и прихожане отправили телеграмму Преосвященному Митрофану, Епископу Муромскому, прося Его Преосвященство прибыть на торжество к литургии. Одновременно была послана телеграмма и Преосвященному Евгению, Епископу Юрьевскому, о том же. К глубочайшему сожалению всех, желанию этому не суждено было осуществиться, так как вследствие изменившегося расписания поездов, совершенно невозможно было попасть к литургии, и от Владык был получен отрицательный ответ. Торжество праздновалось при скромной обстановке. Накануне было совершено всенощное бдение о. настоятелем храма, с участием иеродиакона Муромского Спасского монастыря (родителя о. настоятеля), при большом стечении богомольцев, преимущественно местных прихожан. Только что реставрированная рака и балдахин Преп. Иулиании была красиво убрана гирляндами из живых цветов и залита огнями свечей и лампад; в числе последних выделялась огромная лампада, нарочито пожертвованная на средства прихожан к знаменательному дню. На другой день еще с раннего утра было необычайное стечение богомольцев, преимущественно крестьян соседних селений. В 8 час. утра на колокольне Лазаревского храма начался праздничный перезвон, продолжавшийся в течение часа. Литургия была совершена соборне, с участием прибывшего из Мурома о. казначея Спасского монастыря. В конце литургии священником о. Михаилом Георгиевским было прочитано житие святой и произнесено слово к народу. После обедни перед св. мощами был отслужен молебен с чтением молитвы праведнице, после которого состоялся крестный ход к часовне над св. колодцем, на месте. Где по преданию было затоптано тело сына Пр. Иулиании слугами его на охоте. Часовня отстоит от села Лазарева в расстоянии версты. Несмотря на ненастную погоду, все богомольцы отправились туда с крестным ходом. В часовне, тоже недавно отремонтированной, был отслужен водосвятный молебен. Многие богомольцы пили и брали с собой св. воду из колодца домой в память благоговейного почитания Праведной Иулиании, к заступлению и помощи которой в течение уже трех веков прибегают все в своих душевных и телесных недугах.
Н.Г. Добрынкин
В 1928 году церковь закрыли. В 1930 году были сняты колокола.
4 апреля 1931 г. Комиссия по делам культов при Президиуме ВЦИК отменила постановления Нижегородского крайисполкома от 6.06.30 г. о ликвидации церкви в с. Лазареве Муромского района. 19 февраля 1932 г. Комиссия по делам культов при ВЦИК ликвидировала церковь в с. Лазарево Муромского района, удовлетворив ходатайство Нижегородского крайисполкома о пересмотре постановления Президиума ВЦИК в части оставления указанной церкви в пользовании верующих.
В церкви был устроен склад.
Храм Михаила Архангела в Советское время
Рака Иулиании была перенесена в Муромский краеведческий музей, где стояла рядом с мощами святых Петра и Февронии Муромских.
В 1989 г. мощи Муромских святых — благоверных князя Константина, княгини Ирины и чад их Михаила и Феодора, князя Петра и княгини Февронии, праведной Иулиании Лазаревской — были возвращены из Муромского историко-художественного музея в Благовещенский собор.
Сейчас мощи святой праведной Иулиании Лазаревской открыто почивают в Михаило-Архангельском храме села Лазарево Владимирской области. До последнего времени сохранялся обычай матерям приносить и приводить к мощам св. праведной Иулиании больных детей.
Рака святой праведной Иулиании Лазаревской
Память
- 2 января,
- 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых.
Крестный ход в честь 400 летия со дня обретения мощей св. прав. Иулиалии Лазаревской
22-23 августа 2014 года - 400 летие со дня обретения мощей св. прав. Иулиалии Лазаревской.
22 августа 2014 года состоялся крестный ход из муромского храма Серафима Саровского в село Лазарево. Мощи св. прав. Иулиании были перенесены в востановленный Михайло-Архангельский храм. Крестный ход возглавили епископ Муромский и Вязниковский Нил и епископ Городецкий и Ветлужский Августин.
На следующий день состоялось освящение двух престолов храма села Лазарево — Архангела Михаила и святителя Николая. Митрополиту Владимирскому и Суздальскому Евлогию сослужили епископ Кинешемский и Палехский Иларион, епископ Муромский и Вязниковский Нил, епископ Городецкий и Ветлужский Августин и духовенство Муромской Епархии.
15 января 2015 года — день памяти св. прав. Иулиании Лазаревской. В Михайло-Архангельском храме села Лазарево с участием митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия и епископа Муромского и Вязниковского Нила состоялось архиерейское богослужение.В службе также участвовало духовенство муромской епархии. Множество богомольцев присутствовало на архиерейском богослужении. По окончании службы Владыка Евлогий произнес назидательное слово и поздравил всех присутствующих с праздником.
Родники в селе Лазарево
В селе Лазарево бьют четыре природных источника, которые названы в честь Иулиании и Георгия Лазаревских.
Первый родник. Расположен в конце села, слева от асфальтированной дороги ведущей в дер. Иваньково.
Второй родник. Расположен в овраге на Школьной улице, тропинка у дома №9.
Третий родник. Расположен дальше второго родника, на Школьной улице поворот налево, в овраге родник.
Купальня и Часовня над св. источником Иулиании Лазаревской
Деревянная купальня св. Иулиании Лазаревской на берегу пруда в с. Лазарево
Деревянная купальня св. Иулиании Лазаревской изначально была установлена на берегу пруда, невдалеке от храма. Построена и освящена в 2004-м году в память 400-летия упокоения св. Иулиании Муромской (Лазаревской). Сейчас купальня находится в самом конце села, около часовни, на пруду остался лишь крест.
Крест на пруду
Деревянная купальня св. Иулиании Лазаревской.
Часовня над св. источником Иулиании Лазаревской в с. Лазарево. Часовня расположена в конце села Лазарево.
В 1584 г. во время охоты слуги затоптали их сына – Ивана Осорьина. От слез безутешной матери на этом месте забил родник. Существует поверье, что вода в нем имеет сильное, но не однозначное действие, и обращаться с ней надо очень осторожно. Испив ее, тяжело больной или выздоравливал через три дня или тихо отходил в мир иной.
15 января 2013 года - празднуется память св. прав. Иулиании Лазаревской Муромской. В этот день в Архиерейском подворье состоялось торжественное богослужение. Божественную Литургию в храме Подворья возглавил Епископ Муромский Нил. Владыке сослужили настоятель Свято-Благовещенского монастыря г. Мурома игумен Кронид, протоиерей Николай Семчук, протоиерей Михаил Терентьев и священноинок Антоний Додунов.
Для всех прихожан после службы было устроено чаепитие.
19 января 2013 года в праздник Крещения Господня настоятель Свято-Благовещенского монастыря г. Мурома игумен Кронид совершил чин освящения воды на источнике св. прав. Иулиании Лазаревской.
Лазаревское подворье Спасо-Преображенского монастыря
Церковь Михаила Архангела
Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.
2. http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/murom/m/48-1-0-2256