Происхождение названия деревни имеет две версии: первая выходит к названию «Битюково» от слова «бить». По словам старожилов, здесь в древности в селах происходили часть битвы. Но более верной нам кажется вторая версия. По ней название деревни происходит от слова «битюк», что означает лошадь тяжеловоз.
Битюково. Стоянка Вознесенский яр, неолит. По данным 1920-х гг., расположена к северо-востоку от деревни на правом берегу р. Ушна, в урочище Вознесенский яр. В обнажениях культурного слоя найдены обломки лепной посуды с раковинными и органическими примесями в глиняном тесте, украшенной гребенчатым орнаментом волосовской культуры, фрагмент шлифовального камня.
Битюково. Поселение 1 (Красный куст 1), эпоха бронзы. 1 км. к северо-востоку от деревни, мыс правого берега р. Ушна. Занимает северо-восточную часть мыса, размеры 70-80х20 м., высота над поймой до 3 м. Керамика лепная, без орнамента или с орнаментом из ямчатых вдавлений небольшого диаметра, поздняковской к-ры, кремневые отщепы.
Битюково. Поселение 2 (Красный куст 2), эпоха бронзы. 1.1 км. к северо-востоку от деревни, ок. 200 м. к югу от поселения 1. Занимает оконечность мыса, размеры ок. 60х20 м., высота над поймой 1.5-2.0 м. Территория памятника поросла лиственным лесом. Керамика лепная тонкостенная, без орнамента, поздняковской к-ры.
Много предметов того времени удалось найти краеведам Борисовской школы в окрестностях с. Борисова. Найденные экспонаты используются на уроках истории, литературы, внеклассных мероприятиях.
Битюково. Курганный могильник, эпоха бронзы. По сведениям Т.Б. Поповой 1960-х гг., расположен близ северной окраины деревни, на останце первой надпойменной террасы правого берега р. Ушна и на территории высокой поймы у подножья останца. Часть памятника, располагающаяся на останце, насчитывала не менее 32 курганов высотой до 1.5 м., диаметром до 10-15 м. Число курганов на высокой пойме не установлено. Их высота не превышает 0.5 м., эти курганы трудно отличить от естественных складок местности. Исследованы (А.И. Смирнов, 1904 г.; Т.Б. Попова, 1963, 1965 гг.) 12 курганов. Костяки не сохранились. Погребения совершались либо на древнем горизонте, иногда на невысокой подсыпке из песка, либо в неглубоких (до 0.5 м.) подкурганных могильных ямах размерами до 2.2х1.1 м., ориентированных в направлении северо-восток - юго-восток или север северо-востока - юг юго-востока. На древнем горизонте, рядом с погребением или на краю могильной ямы, отмечены следы ритуальных кострищ и тризн в виде угля, золы, костей животных, обломков сосудов. Здесь же были найдены целые сосуды и большинство других вещей, сопровождавших погребения. Сосуды лепные, округлодонные, с уплощенным дном и плоскодонные, часто острореберные, с прямым или слегка отогнутым наружу венчиком, с орнаментом в верхней половине сосуда в виде горизонтальных полос, зигзагов, фестонов, бахром, выполненных оттисками веревочки, зубчатого и кружкового штампов, нарезками и т.п. Среди других находок - кремневые орудия, в т.ч. скребок на массивном отщепе, бронзовые широкие браслеты с несомкнутыми концами и пронизка. По мнению Т.Б. Поповой, могильник относится к раннему этапу развития поздняковской к-ры и датируется 3-ей четв. 2-го тыс. до н.э.
Н. Г. Добрынкин писал в своей книге, что менее чем в полуверсте от деревни за широкой пойменной низиной возвышается песчаный холм, крутизна его на востоке скатывается в болотистую котловину, заросшую кустарником, дубняком и березняком. Урочище его называется «вытрыск». В настоящее время урочище не сохранилось, забылось и его название, так же как забылось название холмистой местности «Мары». Добрынкин говорит о курганах, которые в народе назывались «Огрудки». Они имели вид шарообразный. Таких курганов здесь много. В настоящее время форма их несколько видоизменилась, как изменилась сама деревня и её окрестности.
Битюково. Поселение 3 (Красный Яр), эпоха бронзы, 8-10, 14-17 вв. 2 км. к северо-западу от деревни, дюнообразное всхолмление правого берега р. Ушна, урочище Красный яр. Протянулось вдоль юго-западной части всхолмления, размеры ок. 100х25 м., высота над поймой до 5 м. в верхнем горизонте толщиной ок. 0.3 м. найдены обломки гончарной позднесредневековой посуды 14-16 вв., а также лепной муромской 8-10 вв. В нижнем горизонте обнаружены обломки лепной керамики, украшенной в верхней части ямчатыми вдавлениями, а также с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности, предположительно поздняковой культуры. Найдены также кремневые наконечник стрелы, скребки, отщепы.
Битюково. Селище, 8-10, 11-13 вв. 0.5 км. к юго-востоку от деревни, правый берег р. Ушна, западный берег старицы. Площадь ок. 3 га., высота над поймой до 6 м. Керамика лепная неорнаментированная, горшковидной формы, отнесенная к 8-10 вв. (муромская), и гончарная древнерусская.
Диртем – арабская монета VII – IX в.в., найдена на огороде в с. Борисове, свидетельствует о торговых связях или о том, что село находилось на пересечении торговых путей.
Ядра чугунные от сигнальной пушки, использовались такие пушки с 1382 г., в армии они назывались тюфаками, широко распостранялись до петровского времени, использовались при обороне. Найдены на горе у Битюково.
Деревня Битюково, по преданиям, была известна с XVI в.
Меч эпохи Ивана IV, ручная ковка, использовался во время сражений. Найден на склоне кургана.
Маленькая ручка белоглинного кувшина, относится к концу XVIII в. Найдена на горе у Битюково.
В кон. XVIII века замежевана в одну генеральную дачу с селом Борисовым; в деревне было 24 двора, муж. 65, жен. 66, всего 131 жен. В примечании находим: «а деревня на суходоле, на гористом месте; на показанной же речке Ушне мучная мельница о трех поставах». Владения Александра Ивановича Лопухина.
В кон. XIX века 78 дворов, муж. 237, жен. 222, всего 459 душ. Последний владелец г. Рост. Крестьяне занимаются земледелием, а некоторые из них и рыбной ловлей. В отхожий промысел идут печники.
От Мурома – 13 ½ вер., камер Земск. Нач. – 15 ½ вер., села Чаадаева – 2 ½ вер., пунктов: Климова – 18 ½ вер. и Булатникова – 19 1/3 вер.
В Битюкове колхоз был организован в 1930 году и назывался колхоз им. Куйбышева. Всего вошли в колхоз 30 хозяйств. Первый председатель колхоза был Ярцев Сергей Семёнович. Первые хозяйства которые вошли в колхоз: Андрианов Павел Иванович, Крылов Павел Егорович, Крылов Матвей Егорович, Муравьев Иван Иванович, Панов Григорий Акимович, Исаев Иван Григорьевич и другие. Всего было 15 лошадей. Первым бригадиром был Игнатов Терентий, а затем Макаров Иван Степанович. Урожайность ржи получали по 25 ц.
Председателями колхоза были: Семеркин Яков Николаевич, Крылов Кузьма Иванович и другие.
Партийная организация в колхозе была организована в 1932 году. Первые коммунисты: Жолобов Иван Яковлевич, Костаков Семен Максимович, Крайнов Андрей Петрович, Ершов Михаил Степанович. Секретарем партийной организации был Бесчастнов до 1941 года, коммунистов в организации было 10 человек. С 1939 года по 1941 секретарем парторганизации был Жолобов Иван Яковлевич. В период ВОВ председателем был Ершов Степан Тимофеевич. Бригадирами в поле работали женщины: Кузнецова, Семеркина, Борисова. В 1939 году колхоз приобрел одну грузовую машину и мотоцикл. В 1941 году началась война и всё было отдано на фронт.
В 1932 году был построен коровник и свинарник. 1936 году построена конеферма.
В основном коллективизация была закончена 1937 году. В 1950 году колхозы с. Битюково и с. Борисово были объединены и стали называться колхоз им. Куйбышева.
Председателями работали Зубарев Иван Иванович, Грачев Николай, Буянов Яков Андреевич, Ершов Михаил Степанович, Большов Николай Иванович, Моржаков Василий Иванович, Ушаков Анатолий Александрович. До объединения колхозов в с. Борисово было 4 бригады полеводческих и одна огородная. Бригадиром огородной бригады работал Ермаков Семён Григорьевич 1890 года рождения.
В 1956 году была построена лесопилка, в 1962 году клуб, в 1955 – коровник.
В 1965 году в состав Борисова включена деревня Битюково, примыкавшая к селу с востока.
24 февраля 1975 года колхоз им. Куйбышева (с. Борисово) и колхоз им. 1 Мая (с. Чаадаево) объединились в одно хозяйство и получило название – колхоз им. Куйбышева.
До 1979 г. первым председателем объединенного колхоза был Буренко Виктор Максимович, который до этого был председателем колхоза в с. Борисово. В период с 1979 по 1998 год председателем колхоза им. Куйбышева работал Храмов Николай Николаевич. С января 1998 по 2001 год – Сумин Юрий Васильевич.
На территории СПК им. Куйбышева расположено три населенных пункта: с. Чаадаево, с. Борисово, д. Битюково.
Иван Никитич Климов
Автор «Муромских сказок» родился 7 января 1886 г. в деревне Битюково Муромского уезда. Он окончил три класса церковно-приходской школы.
Любовь к сказкам проявилась у мальчика еще в школьные годы. Первые сказки он слышал от родителей. Отец Никита Иванович Климов в свободное от крестьянской работы время любил сказывать сказки, зная их большое количество. Рассказывала детям сказки и мать Матрена Александровна. Иван Никитич пас скотину, работал печником, кровельщиком, маляром, служил в армии. Из солдатчины он принес сказки «Солдатская библия» и многие другие.
Из армии Климов возвращается в Битюково и в 1918 году избирается председателем сельсовета, участвует в ликбезе.
С 1920 по 1934 годы Климов – председатель ревизионной комиссии Борисовского сельского совета. Но какую бы работу он не выполнял, он всем рассказывал сказки. «Сказка – говорил Климов – большая для нас радость, многому учит. А ежели в ней много выдумки, так это не беда. На то она и сказка. Хорошо выдумать не всякий умеет. Недаром сказки называются народными. От народа они к нам пришли и народу передаются…»
В 1936 году Иван Никитич переехал с семьей в Муром, работал конюхом в детском доме №1. Ребята его очень любили. Раскрыв глазенки и затаив дыхание, они слушали сказки дяди Вани. Только прослушали сказку «Старик и медведь», а дядя Ваня начинает новую. У него было много сказок для ребят и эти сказки ждали не только в детском доме, но и внуки и дети двора. Его дочь Ольга Ивановна, вспоминает: «Даже в последний день перед смертью он просил меня записать новую сказку, но я уже ничего не могла записать, так как отдельные слова произносились или шепотом, или совсем неслышны».
В 1963 г. Владимирское издательство выпустило первое издание «Муромских сказок». За прошедший период «Муромские сказки» издавались еще три раза. Свыше миллиона ребятишек во всех концах нашей страны познакомились с Иваном Никитичем Климовым и его сказками.
Источник: http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/murom/a/48-1-0-3958