Борисово — село в Муромском районе Владимирской области России, входит в состав Борисоглебского сельского поселения.
Село Борисово расположено на северо-западе от Мурома в 10 километрах по прямой и в 2,5 километрах на северо-восток от трассы Муром – Нижний Новгород.
Борисово и его окрестности занимают высокий берег реки Оки и её поймы, село расположено на высоте 100 – 150 метров над уровнем моря; поверхность сложена пермскими осадочными породами на древнем кристаллическом фундаменте. Климат умеренно-континентальный с 500 – 530 мм осадков в год. Средние летние температуры +18°С, +18,5°С, зимние -11°С, -11,5°С. Максимальные летом +37°С, зимой -43°С. Летом преобладают ветры западные и юго-западные, зимой – западные и южные.
Район настоящего села Борисово издревле был облюбован местными жителями. По данным археологических исследований в двух километрах к северо-западу и в полукилометре к юго-востоку от настоящей деревни Битюково были поселения неолита и VIII-X веков.
В книге Н.Г. Добрынкина «Следы пребывания доисторического человека в пределах Муромского уезда Владимирской губернии», говориться о находках, сделанных крестьянином села Борисова Иваном Павловичем Докуновым. В июне 1882 г. И.П. Докунов при рытье подвала нашел шесть человеческих скелетов, пять были разрушены, но один сохранился с уцелевшими зубами в верхней челюсти. По виду череп узколобый, должен принадлежать низшей расе древнего человека. Ещё раньше в 1867 году были также вырыты черепа и кости на огороде Докунова. Дворовое место находилось через дорогу от старой деревянной церкви в 100 саженях.
Старожилы утверждают, что до основания села здесь было поселение и на месте Докунова – древнее поселение. А так как село Борисово находится на возвышенности реки Оки, и воды древнего бассейна омывали южную часть села, то имелась возможность расположить древнее поселение прежним обитателям края возле воды и на высоком берегу, то очень может быть, что и могилы относятся к доисторическому периоду.
Плодородная пойма реки позволяла выращивать богатый урожай и пасти скот. Рядом в городе можно было продать или обменять его на предметы, необходимые для жизнедеятельности человека. Дальнейшее развитие поселений на территории Муромского края подорвала война с болгарами, которая закончилась захватом ими Мурома в 1088 году. Жители вернулись на старое место лишь в XIII – XIV веках.
В конце ХV века, рядом с вотчинными землями Троицкого монастыря на речке Выжге стояло село Волковские Новоселки. Владельцем его был Семен Иванов сын Борисов. Название села указывает, что оно было основано недавно и каким-то Волком. В то время прозвища имели все жители Руси. Не исключено, что Волком звался кто-то из рода Борисовых. Возможно, что тот самый Семен или его отец Иван. Так же Волком мог быть первый поселенец этих мест.
Род Борисовых является древнейшим Муромским родом. По версии историка С.Б. Веселовского, он пошел непосредственно от Бориса сына Матвея Иватина. От Матвея также пошли род Чаадаевых и род Чертковых. Версия С.Б. Веселовского выглядит более убедительной и подтверждается источниками.
Иван Борисов сын Матвеев упоминается в духовной грамоте Василия Матвеевича Иватина в середине XV века наряду с его детьми Матвеем и Григорием. В XV веке крупная вотчина Борисовых находилась в селах Волковские Новоселки, Санниково, Пополутово, Польцо, сельце Копнино, деревнях Дубенки, Веретея, Иванцово, Старое Ярцево и Туртапка. Соседство с монастырской вотчинной для Борисовых было очень беспокойным. Только к 1525 году были полюбовно все спорные вопросы о межевании земель, прилегающих к селу Волковские Новоселки и Троицкому вотчинному селу Чегодаево.
Начиная с конца XVI века в грамотах село Волковские Новоселки уже писалось по фамилии землевладельцев – Борисово.
В 1630 году это село было в вотчине за Семеном и Дмитрием Федоровыми детьми Борисова. В нем стояла церковь Иоанна Богослова. По своим размерам оно было небольшим: двор вотчинников, двор приказчика, 3 крестьянских и 2 бобыльских двора.
В это время рядом с селом стояла деревня Битюково. Считается, что своим названием она обязана народу «бетюки», жившему в ней в старину. В деревне в начале XVII века стояли 3 двора вотчинников, 2 двора приказчиков, 3 крестьянских и бобыльский дворы. Принадлежала она нескольким представителям рода Борисовых.
В кон. XVIII века составляло одну дачу генерального межевания с деревней Битюковой. В нем было 28 дворов, муж. 73, жен. 74, всего 147 душ. В примечании записано: «Село на суходоле, при пруде; церковь Казанския Пресвятыя Богородицы и дом господский, деревянные; церковная земля ж на суходоле, а дачею – рек: Ушны – на правой, а Оки - нового и старого ее течения – на левой и по обе стороны озер: Большого и Малого Глушиц, Карачева и залива от реки Оки, и при озерах же: Кривцовском, хомут и внутри оной дачи – безимянных озер; земля иловатая, хлеб и покосы средственны, лес мелкий дровяной, крестьяне на пашне». Александра Ивановича Лопухина.
В составе Чаадаевской волости
В конце XIX века в Борисово 68 дворов.
Проезжая по селу Борисову, видишь красивые деревянные дома, украшенные ювелирной резьбой. Каждый житель ещё до революции стремился к тому, чтобы его дом не был похож на другие. Плотники, резчики по дереву славились на всё село. Не один дом был построен членом плотницкой артели Макаровым Егором Ивановичем.
Возникли артели по плетению корзин. Особого искусства требовало белое плетение. Настоящим художником в этом деле был Климов Михаил Дмитриевич. Он плел кресла, стулья, санки, столики и другие изделия, постоянно работая над рисунками. Его изделия пользовались большим спросом, продавались на Муромской ярмарке, часто он выполнял личные заказы.
В кон. XIX века 90 дворов, муж. 317, жен. 294, всего 611 душ. В селе: церковно-приходское училище с 30 мальчиками, кузнечная мастерская, кузница для бытовых надобностей. Некоторые из жителей занимаются рыболовством. В Москву отходят каменщики. Близ села на р. Ушне владельческая мукомольная мельница. Существует барская усадьба с садом.
Близость реки Оки и других водоемов, богатых рыбой давала возможность заниматься рыболовством. В селе до революции было две рыболовецкие артели: одна артель ловила у Карачарова, другая – у Борисово.
Сапожную мастерскую имели Смирновы Афанасий Петрович и Петр Михайлович. Они шили сапоги, сбрую для лошадей. В годы войны Афанасий Федорович обслуживал полк Нормандия-Неман. Женщины в каждой семье пряли, ткали, шили.
«Борисовская школа. Занятия в 1922—23 уч. году в школе протекали с перебоями. И не в классах, а в тесных квартирах школьных работников, вмещающих с большим трудом 20—30 человек. Большинство детей осталось за бортом школы.
Борисовцы имели ввиду построить новую школу, но эти намерения не осуществлены.
Необходимо произвести ремонт зданию старой школы, что даст возможность хотя с перебоями, вести занятия и в предстоящем учебном году» («Луч», 22 августа 1923).
Колхоз в селе Борисово был организован в 1929 году и назывался «Коллективный труд». Всего в колхоз вошли 16 колхозников (хозяйств). Первые колхозники: Ершов Иван Тимофеевич, Ермаков Семен Григорьевич, Ермаков Иван Григорьевич, Ермаков Егор Григорьевич, Малинов Василий Егорович, Васильев Иван Андреевич, Зудов Иван Иванович, Крайнов Петр Иванович и др.
С 1929 года село являлось центром Борисовского сельсовета Муромского района, позднее в составе Чаадаевского сельсовета.
Первый председатель артели был Ершов Степан Тимофеевич. 1930 г. председателем был Аксенов Федор Петрович, потом Крайнов Петр Иванович. Председатели колхоза менялись почти ежегодно. После Крайнова П.И. были председатели: Костаков Максим Семенович, Фомичев Степан Андреевич, Хвостов Владимир, Ершов Степан Тимофеевич, Ершов Василий Иванович, Кузнецов Алексей Андреевич, Зубарев Иван Иванович.
В основном коллективизация в с. Борисово была закончена в 1935 году. В 1932 году был построен коровник, позднее была построена конюшня, но сначала лошади находились во дворе одного гражданина Семеркина Сергея, который был раскулачен в 1935 году. Всего при организации колхоза было 10 лошадей. 1934 году была построена мельница. При организации колхоза получали высокие урожаи пшеницы и ржи по 25 ц с га. Сеяли просо и получали урожайность по 22 ц с га, семян огурца до 1950 года получали с отдельных участков по 7 ц с га.
При сборе краеведческого материала и изучение местных названий отдельных лестных участков, лугов, мелких речек и озер прослеживаются две характерные особенности: одна из них связана с фамилиями, именами, или прозвищами. Так, за бывшей ГЭС есть мамоновский луг и мамоновская грива. «Грива» – так ласково называют жители села Борисово лесные массивы. Не исключено, что свое название они получили от грив лошадей – тяжеловозов. Луга между гривами называются «долами», и их название связано с принадлежностью в прошлом определенному лицу: Попов дол, Якимкин дол.
Имеются названия связанные с именами женщин, так есть поляна Кузнечиха, а «в честь» Климовой Татьяны Степановны долго не вступавшей в колхоз, Таницына поляна, небольшая речка носит название Романиха, часть холмов у деревни называются Алешкино.
Вторая группа названий подчеркивает особенности местности: так перед озером Глушицей холмы за свою форму называются Горшки, Белый бугор получил своё название от песчаника, из которого он сложен, старицу Оки – озеро Глушица, богатое рыбой, назвали так за малопроточность и нахождение когда-то за глухим дубовым лесом. Озеро Студенец назвали за холодную и прозрачную воду, есть озеро Грязное. Луг под косогором называется Подувалье. Чистые луга около озера Глушицы называются Плоски, название говорит о ровной и плоской поверхности. Начало большого оврага, отделяющего Борисово от чаадаевских полей называется Стрелка.
Третью группу составляют названия, которые ещё требуют дальнейшего изучения: это и курган Зименки, на котором, по преданию зимовали первобытные люди.
Не изучена топономика названий рек Ушны, Выжги, озера Путики, луга Армаши, Ратшина и другие. Да и в самом селе каждая улица имеет свое народное название. Имеются улицы Поповка, на ней раньше жили священнослужители, Нахаловка, Морозовка, Рог, появились улицы Бутырки, Выселка. Самая старая часть села Борисово так и называется – Село.
С 2005 года село — в составе Борисоглебского сельского поселения.
Численность населения: в 1859 г. – 421 чел.; в 1897 г. – 658 чел.; в 1905 г. – 692 чел.; в 1926 г. – 1201 чел.; в 2002 г. – 524 чел.; в 2010 г. – 475 чел.
Церковь Казанской Божьей Матери
В писцовых книгах Муромского уезда 1629 — 30 гг. не упоминается села Борисова, следовательно в то время здесь не было еще церкви. Первые сведения о церкви мы находим в окладных книгах Рязанского епископа 1676 г. В этих книгах отмечено: «церковь Пресвятыя Богородицы Казанския в селе Борисове. У тое церкви двор попа Ивана да в приходе двор стряпчаго Стефана Борисова да 4 дв. задворных людей да крестьянских 10 дворов да 3 дв. бобыльских, в настоящее же время здесь 100 дворов. Деревня Батюшково, а в ней 9 дворов крестьянских (в 1897 г. здесь 68 дворов), сельцо Волнино, а в нем двор помещиков, двор задворного слуги, да крестьянских четыре двора (в 1897 г. здесь 15 дворов). По сказке попа Ивана церковных сенных покосов из помещиковых дач на 60 копен. По окладу данных денег 31 алтын 4 деньги».
Кроме этой церкви в конце XVII века в Борисове была еще церковь во имя Покрова Пресв. Богородицы, о чем свидетельствует надпись на прологе. Память об этой церкви сохранялась в приходе тем, что праздник в честь Покрова Пресв. Богородицы чествовался прихожанами так же, как и престольный праздник.
Казанский храм существовал в Борисове до 1870 г., когда он сгорел; пожар уничтожил все церковное имущество и документы. Случайно сохранились только Устав и Пролог (с Сентября по Март) печати 1661 года. На прологе сохранились надписи: «сия книга глаголемая пролог церкви Покрова Пресв. Богородицы, а приложил сию книгу господин Стефан Борисов»; на обороте того же листа написано: «сея книга села Борисова церкви Покрова Пресв. Богородицы болярина Стефана Дмитриевича Борисова, а написа того села поп Иван своею рукою»; ниже этого подписано: «государю Ивану Петровичу биет челом... Муромския твоея вотчины села Борисова понамарь Степан Иванов». Сравнивая эти подписи с вышеизложенной выпиской из окладных книг 1676 г., мы видим, что Покровская церковь существовала в Борисове одновременно с Казанской: вероятно, одна из них была теплой.
В 1871 г. вместо сгоревшей церкви построена новая деревянная церковь; престол в ней один в честь Казанской иконы Божией Матери; над престолом устроена круглая сень.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена была достаточно.
Причта по штату положено — священник и псаломщик. На содержание их получалось: процентов с причтового капитала (675 р)., от служб и требоисправлений и от церковной земли — до 600 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.
Земли при церкви — усадебной 2 дес. и пахотной 31 дес., сенокосной не было.
Приход состоял: из села Борисова, деревни Батюшкова (в 1 версте от церкви) и сельца Волнина (2 вер.), в коих по клировым ведомостям 1897 г. числилось 653 души муж. пола и 653 женского.
Если сравнить по числу дворов население прихода кон. XIX века с показанным в 1676 г., то увидим, что оно увеличилось почти в 6 раз: тогда было 34 двора, а в 1897 г. 181 двор.
В Борисове с 1890 г. рядом с церковью была устроена церковно-приходская школа; учащихся в 1895/6 г. было 30. В школе дети учились четыре года. Первое время за учебу платили продуктами, а затем деньгами. Несмотря на платное обучение в классах было по 27 – 30 человек. Родители стремились дать образование не только сыновьям но и дочерям.
С благодарностью вспоминают старожилы первых учителей: Николая Сергеевича Борисова – местного жителя, Дмитрия Сергеевича Гундобина из Дмитриевской Слободы. Учила детей в этой школе и дочь священника Ладыгина Анна Владимировна.
«Паломничество. 5 мая утром заведующий церковно-приходской школой с. Борисова свящ. Владыкин, учитель Н. С. Борисов и около 70 учеников совершили паломничество пешком из с. Борисова в Муром. В Благовещенском монастыре в Богородицком соборе свящ. о. Владыкиным были совершены молебствия, по окончания которых попечитель школы Н. М. Елин, угостив борисовских гостей чаем, роздал окончившим школу детям, книги в память 300-летия царствования Дома Романовых. На обратном пути борисовцы посетили напольное кладбище, где осматривали памятник А.В. Ермакову. Учащиеся прогулкой остались очень довольны, многие из них были в Муроме первый раз» (Газета «Муромский край», 11-го мая 1914).
19 октября 1918 г. в экспроприированном барском доме помещика Ростова был торжественно открыт Народный дом. Были речи, музыка, концерт, поставлен спектакль. Многие жители, даже из окрестных деревень пришли посмотреть на невиданное ранее зрелище.
Под руководством Ивана Ершова в Народном доме была создана вторая школа для взрослых, а также клуб. Вместе со своими товарищами И. Ершов ставил различные спектакли, с которыми ездили в другие деревни и села.
Об Иване Ершове известно, что он был сыном крестьянина, обучался в Москве в университете Шанявского, и вернулся в родное село с мечтой учреждения коммуны. Это не было просто в смутные годы гражданской войны, а может быть, тогда и в тех обстоятельствах просто невозможно. Пропаганда И. Ершова не была не замечена. Богатые земляки угрожали Ершову расправой. Но, несмотря на это, молодые артисты продолжали выступать со своей программой «против попов и богатеев». И вот в ночь с 13-го на 14-е декабря 1919 года он был убит в Народном доме. Местная газета «Луч» напечатала тогда некролог на его смерть и стихи о нем. На памятнике, поставленном в 1979 году на могиле сельского кладбища, выбиты слова М. Горького: «Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!»
В 1924 г. старую школу перевезли в Битюково, а 1935 г. перевезли и часть барского дома. Обе школы соединили в одну.
В нач. ХХ века на сельском сходе было решено построить новую, каменную церковь, для этого на окраине в считанные месяцы вырос небольшой кирпичный завод, и работа закипела. Старожилы вспоминают, с каким воодушевлением работали все жители села. В 1911 году церковь была построена и день ее открытия стал для односельчан настоящим праздником.
Расписывать церковь приехал специально из Москвы Гордеев Павел Кузьмич, сын церковного старосты, который в Москве специально учился иконописи.
С любовью вспоминают старожилы священнослужителей: отца Николая и отца Владимира, дьяков Горшкова (Николая) Алексея Матвеевича и Казанского Николая Ивановича.
В 1935 г. церковь закрыли. Не вынес этого отец Владимир: он заболел и умер, а его семью, как и семьи остальных священно-служителей раскулачили и сослали.
В 1936 г. сбросили колокола, а в суровый 1942 г. уничтожили купола, и в здании церкви был устроен клуб. Но окончательно церковь была разрушена 1958 году, когда сломали колокольню. Теперь это здание снаружи мало напоминает о церкви и только сохранившиеся росписи говорят нам о её былом величии. Сохранилась до наших дней только часовня и часть фундамента.
Источник: http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/murom/a/48-1-0-3958