Спасо-Преображенский мужской монастырь

Муромский Спасо-Преображенский монасты́рь — мужской монастырь Муромской епархии Русской православной церкви, расположенный в городе Муроме, на левом берегу реки Оки.
Адрес: г. Муром, ул. Лакина, д. 1а

Спасский мужской монастырь, именовался в старинных письменных памятниках «Спасским, что на бору». Время основании монастыря с подлинностью неизвестно. Предположительно основан Святым благоверным князем страстотерпцем Глебом Владимировичем (первый русский святой, сын Крестителя Руси равноапостольного великого Киевского князя Владимира). Получив в удел Муром в 988 г. (до 1015 гг. - князь Муромский), святой князь однако не смог поселиться в самом городе среди язычников, и основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу. Здесь князь Глеб Муромский устроил первый храм во имя Всемилостивого Спаса и затем монашескую обитель для просвещения Муромской земли светом Христовой веры.
Монастырь упоминается летописными источниками в «Повести временных лет» под 1096 годом в связи с гибелью под стенами Мурома князя Изяслава Владимировича (князь Муромский 1095-1096 гг., второй сын Владимира Мономаха и Гиты Уэссекской).
«В лето 6604... Изяславъ же исполчися предъ градомъ на поли. Олегъ же поиде к нему полкомъ, и сступишася обои, и бысть брань люта. И убиша Изяслава, сына Володимеря, внука Всеволожа, месяца семтября в 6 день ... Олег же вниде в городъ и прияша и горожане. Изяслава же вземше, положиша и в монастыри святаго Спаса ...»
Ко времени кончины муромского князя Юрия Владимировича - 19 января 1175 г., относится второе упоминание Спасского монастыря, как места погребения князя: «преставися князь Муромский Юрьи месяца генваря 19 день, и положен бысть у святаго Спаса в Муроме». При этом по Ипатиевскому списку, церковь, в которой был погребен князь, характеризуется, как возведенная его стараниями: «Въ томъ же лете преставися Дюрдий князь Муромьский месяца генваря 19 день и положенъ бысть у Христовы церкви въ Муроме, юже самъ созда».

Стелла Петру и Февронии у стены монастыря

В стенах монастыря пребывали многие святые: святые благоверные князья Петр и Феврония (1205 - 1228 гг.), Муромские чудотворцы и благоустроители семьи (князь Петр здесь принял монашеский постриг и скончался).
В 1238 г. обитель была разорена войсками хана Батыя.

Василий Рязанский

Здесь пребывал Святитель Василий I Рязанский и Муромский, чудотворец (1286-1295 гг.), который окормлял муромскую паству после разорения края Батыем.
В кон. XV в. Спасский монастырь еще раз косвенно упоминается на страницах летопиского свода в связи с кончиной одного из новгородских бояр - Федора Борецкого, принявшего перед смертью иноческий постриг в Спасском монастыре - единственной в то время мужской обители в Муроме: «Тоя же весны (9 мая 1476) преставися въ городе въ Муроме Марфинъ сынъ Федоръ, и постригся месяца маия въ 9».

Настоятельный корпус Спасо-Преображенского монастыря
Храм Василия Рязанского

В 1687 г. при митрополите Варсонофии были выстроены палаты настоятеля - старейшее в Муроме сохранившееся каменное гражданское здание. В корпусе была устроена домовая церковь в честь св. Василия Рязанского.

Храм Василия Рязанского

Вследствие совершенной ветхости, дом находился некоторое время незанятым, но в 1885 г. был капитально ремонтирован и приведен в надлежащий вид.
В знак почитания сего Муромо-Рязанского Святого в 1996 г. в монастыре (где был пострижен Свт. Василий) был устроен и освящен Архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием храм Василия Рязанского.

Спасо-Преображенский собор

В 1552 г. царь Иван Грозный пошел на Казань. И один из путей его многочисленной рати лежал через Муром. В июле того года Муром походил на военный лагерь: на улицах стояли шатры под боевыми флагами, взад и вперед сновали ратники, а с берега Оки раздавался стук топоров: готовились плоты и струги для переправы. Предание гласит, что в Муроме царь устроил смотр своему войску: с высокого левого берега он наблюдал, как ратники переправляются на правый берег Оки. Отсюда же войско пошло на Саканский лес и далее. И в его рядах навстречу бою шла и муромская дружина.
В те времена Иван Грозный дал обет: если возьмет Казань - поставит в Муроме каменный храм. И сдержал слово. По его указу в 1565 г. в городе был воздвигнут Спасо-Преображенский собор монастыря. В новый храм государь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги.
История собора, насчитывающая несколько строительных периодов, существенно отразилась на внешнем облике дошедшего до нас памятника. Изначально это был четырехстолпный храм с крестово-купольной системой сводов, позакомарным покрытием и пятью главами шлемовидной формы. Имел типичные для архитектуры XVI в. щелевидные оконные проемы, перспективные порталы с северного, южного и западного фасадов. Стены вертикально членились плоскими пилястрами на три части, отделялись от закомар карнизом, украшенным рядом поребрика. Карнизы барабанов также были орнаментированы двойным рядом зубчиков, а основание центрального барабана - восемью кокошниками. К одному из фасадов примыкала «каменная колокольница» (возможно плоская кирпичная звонница с арочными проемами для колоколов).
Всего в местном ряду иконостаса Преображенского собора в 1636/37 гг. было десять икон. Следующая опись 1763 г. несколько по иному представляет иконостас и, в частности, местный ряд. В этом же порядке перечислены иконы: Преображение, Спаситель с предстоящими, зато следующая - Богородичная икона названа Корсунской, вместо образа Иоанна Предтечи, перемещенного на столп, упомянута икона Иоанна Богослова, прежде бывшая в приделе его имени; совпадают упоминания об образах Богоматери Смоленской и Неопалимой купины, а икона Сергия Радонежского перемещена на столп; его же место занял образ «Что Тя наречем, о Благодатная»; на прежнем месте икона Николай Чудотворец, но совсем не упомянуты Воскресение и Троица. Теперь в местном ряду лишь восемь икон. В 1853 г. все эти иконы находились на прежних местах. Разница лишь в том, что здесь Корсунская икона Божьей Матери названа Умилением.
В 1839 году храм утратил несколько вид прежней архитектуры, по проекту архитектора Я. Петрова к западной стене собора была пристроена трапезная в ширину основного объема. Главы получили новую луковичную форму. Возможно, в это же время были растесаны оконные проемы XVI в., а перспективные порталы превращены в обычные дверные проемы с полуциркульным завершением.
В 1841 г. в Преображенском соборе «разделаны окна в новом виде».
По случаю значительных трещин в стенах и сводах храма, в нем Богослужение, по указу Владимирской духовной консистории, с 13 апреля 1882 г. не совершалось.
В 1885 г. храм, по указанию епархиального архитектора, вместо сгнивших внутристенных и воздушных деревянных связей со всех сторон были устроены металлические связи, трещины вновь проложены новым кирпичом, внутри и снаружи весь оштукатурен, и на нем исправлена ветхая железная кровля. Для восстановления прежней архитектуры и вида этого древнего храма, заложенные прежде арки у глав, северная дверь и окна в угловых четырех главах открыты и приведены в прежний их вид.
Неизвестно, когда был упразднен в Спасо-Преображенском храме престол во имя св. Иоанна Богослова, с древнего времени существовавший и еще значивший в описи 1764 г. В 1887 г. он был восстановлен вновь, но при этом освящен был здесь еще престол в честь св. Глеба, первого князя муромского.
Опись древних предметов обители в нач. ХХ века:
«В Преображенском храме:
По правую сторону царских врат – икона Преображения Господня; на ней риза обронная, серебро-позолоченная, высокой работы, и 6-ть венцов – на Спасителе, пророках и апостолах, позолоченные, с прорезями и эмалевым украшением. Изображение Преображения Господня окружено сиянием, серебряным, не позолоченным. Весу в ризе 23 фун. и 1 золотник. Пробы 84-й. Высота иконы 2 арш. 2 ½ верш., ширина 1 арш. 7 ½ верш., доска деревянная гладкая. Фон темно-ореховый. XVII века.
Икона Спасителя с изображением ангелов вверху, а внизу – преподобных; в медно-позолоченной, обронной работы ризе, с 5-ю венцами, серебро-позолоченными, весом в 67 ½ золотников, без пробы. Высота иконы 2 арш. 3 верш., ширина 1 арш. 7 верш., доска деревянная гладкая. Фон письма темно-ореховый. XVII века.
По левую сторону царских врат – икона Смоленской Божией Матери; на ней венец серебряный, чеканный и на Предвечном Младенце – такой-же, позолоченный, весу в обоих венцах 3 фун. 35 зол. На образе обоих венцах 3 фун. 35 зол. На образе оклад и цвет серебряный, басемный. Риза на Божией Матери и Предвечном Младенце серебро-тканная, позолоченная, шитая в различных местах жемчугом и простыми разноцветными камнями. Высота иконы 1 арш. 14 ½ вер., ширина 1 арш. 6 вер., доска деревянная с выемкой. Фон письма темно-ореховый. XVII века.
На правой стороне царских врат, на завороте – икона св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова и ученика его Прохора. На Иоанне Богослове венец старинный, с резными узорами, серебряный, без пробы. Высота иконы 2 арш. 2.5 вершк., ширина 1.5арш., дска деревянная с выемкой. Фон темно-ореховый. XVII в.
За правым клиросом на столе икона «Умиление» Пресвятой Богородицы; на ней венец и поля серебряные 84 пробы, позолоченные, чеканной работы; венец весом 9 фун. 39 зол. Риза на Богоматери и Спасителе серебро-позолоченная-тканная, украшенная простыми разноцветными камнями и бусами. Высота образа 2 арш. 2.5 верш., ширина 1.5 арш., дска деревянная, гладкая. Фон темно-ореховый. XVII в.
На северной стороне против столпа, на стене, в вызолоченном киоте – икона Иоанна Крестителя. Риза бархатная шитая, украшенная простыми разноцветными камнями. Венец металлический, вызолоченный, чеканной работы. высота образа 2 арш. 3.5 верш., ширина 3/4 арш.. дска деревянная, гладкая. Фон темно-ореховый. XVII в.

Спасо-Преображенский собор Спасского мужского монастыря в Муроме. Вид с юго-запада. 1895–1902 гг.

Спасо-Преображенский собор - главный храм обители

В 60-х гг. XX в. были начаты реставрационные работы. В результате этих работ собор должен был бы вернуть себе облик XVI в. (шлемовидные главы, щелевидные оконные проемы, перспективные порталы; трапезную предлагалось разобрать), но работы в полном объеме выполнены не были и ограничились лишь восстановлением перспективного портала южного фасада основного объема и нескольких щелевидных оконных проемов.
В новом проекте реставрации (1991) задача целостной реставрации восстановления собора, на период XVI в., уже не ставилась и по причинам, носящим принципиальный характер. Представляется, что на данном памятнике наиболее целесообразным является проведение комплекса ремонтно-реставрационных работ, носящих характер компромиссной реставрации. Это подразумевает под собой сохранение поздних пристроек и перестроек с раскрытием архитектурного своеобразия каждого исторически обусловленного фрагмента памятника. При этом раскрывается сущность компромиссного метода реставрации, заключающегося в изначальном компромиссе между восстановлением подлинной первоначальной структуры памятника и сохранением поздних архитектурно-конструктивных наслоений, отражающих своеобразие и черты определенных исторических периодов.
В результате предполагаемых реставрационных работ барабаны, стены основного объема и апсид вернут себе облик ХVI в. (позакомарное покрытие, щелевидные оконные проемы, перспективные порталы, декоративные элементы фасадов), кресты и главы сохранят свои формы, датируемые первой половиной XIX в., а трапезная и паперть с крыльцом - формы конца XIX в.
«Несмотря на многочисленные перестройки, собор в основе сохранил свой прежний вид. В нем с большей силой чувствуется живая традиция пятиглавых соборов, идущих от Успенского собора Московского Кремля. ... Скромная орнаментация, строгие пропорции, монолитность здания придают ему облик суровой простоты, соответствующей торжественному монастырскому храму».

Спас Смоленский, с припадающими святыми преподобными Сергием и Никоном Радонежскими. Конец XVI в. Вероятно, что икона создавалась мастером, близким к иконописной мастерской Троице-Сергиева монастыря. Дерево, темпера. Происходит из Преображенского собора Спасского монастыря в Муроме. Поступила в Муромский музей из Горсовета. Реставрирована в 1993-2010 гг. во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. И.Э. Грабаря (г. Москва) Л.Б. Максимовой, Т.М. Мосуновой.
Считается, что первая икона с изображением ростовой фигуры благословляющего Вседержителя была помещена над Фроловскими (Спасскими) воротами Кремля в 1514 г. в связи с возвращением Смоленска под власть Москвы. В 1521 г. она была заменена на фреску с изображением спасителя и припадающими к его ногам Соргия Радонежского и Варлаама Хутынского. Позже у ног Христа стали изображать и других русских святых. Муромская икона – один из изводов «Спаса Смоленского»; она является достаточно ранней из всех сохранившихся. При реставрации и технико-технологическом исследовании иконы было выявлено, что паволока (льняная ткань серого цвета) не сплошная и лежит фрагментами. Удивительным открытием стало случайное обнаружение волокон синего цвета. Рентген показал, что под изображением благословляющей руки Христа находится узкий лоскуток «драгоценной» хлопковой ткани синего цвета (в XVI-XVII вв. привозной и стоявшей очень дорого). Кусок паволоки цвета индиго на иконе вряд ли случаен и мог иметь сакральное значение как часть обветшавшего литургического предмета (покрова на престол, облачения). Крошечный фрагмент иконы внизу под рукой Спаса реставратор специально оставил не заполненным левкасом для того, чтобы специалисты и все интересующиеся могли также увидеть эту редкую находку.

Иоанн Креститель. Вторая пол. XVI в. Дерево, темпера. Происходит из Спасского монастыря г. Мурома. В Муромский музей поступила в 1923 г. Реставрирована в 2009-2012 гг. во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. И.Э. Грабаря (г. Москва) Т.М. Мосуновой.
Муромская икона, очевидно, находилась в одном из монастырских иконостасов в деисусном ряду. Позже была размещена в Спасо-Преображенском соборе «на северной стороне против столпа, на стене в вызолоченном киоте». Произведение отличает характерное личное письмо, отмеченное и на ряде других муромских икон этого же времени. Можно предположить, что автор был фрескист, привыкший быстро работать на больших плоскостях. Поражает смелость живописи, не свойственная русским иконописцам, размах и широта кисти (свиток с Евангельским текстом обрезается краем иконы). Непривычный красный цвет свитка обнаруживается только на македонской иконе Иоанна Предтечи XV века.

Святой князь Петр Муромский. Вторая пол. XVI в. Дерево, темпера. Происходит из Спасского монастыря в Муроме. В Муромский музей поступила в 1923 г. С 1964 по 2012 гг. находилась в музее им. Адрея Рублева (ЦМиАР, г. Москва). Реставрирована в 1976-1978 гг. в мастерской ЦМиАр М.В. Егоровой.

Святая княгиня Феврония Муромская. Вторая пол. XVI в. Дерево, темпера. Происходит из Спасского монастыря г. Мурома. В Муромский музей поступила в 1923 г. с 1964 по 2012 гг. находилась в музее им. Андрея Рублева (ЦМиАр, Москва). Реставрирована в 1976-1978 гг. в мастерской ЦМиАР М.В. Егоровой.
Иконы святых Петра и Февронии в молитвенных позах первоначально могли помещаться в деисусном чине надвратного храма во имя Кирилла Белозерского, находившегося в древности над северными вратами монастыря. Проникновенный образ святой двоицы муромских князей – покровителей семьи и отечества – является зримым отражением слов посвященной им службы: «И ныне в памяти нашей молите Христа Бога сохранити отечество ваше, и помиловати град, и люди, почитающая вас». Примечательно, что по одной из редакций «Повести о Петре и Февронии», названной специалистами «Муромской», князь Петр постригся в монахи именно в Спасском монастыре.

Трапезная церковь Покрова Богородицы

Трапезная церковь Покрова Богородицы (слева) и Спасо-Преображенский собор (справа)

Спасо-Преображенский собор (слева) и Трапезная церковь Покрова Богородицы (справа)

Трапезная церковь Покрова Богородицы

Церковь Покрова Богородицы с трапезой устроена в давнее время. В писцовых книгах Бориса Бартенева 1637 года пишется: «другая церковь Покров Святей Богородицы каменная с трапезою». Под этою церковью, как видно из Вкладной монастырской книги, были первоначально: «хлебня, мукосейня, хлебодарня, поварня, пекарня, да палаты»; все здание Покровской церкви стоило 2150 рублей.
Новая трапезная церковь Покрова Богородицы построена в 1691 г. на средства Варсанофия, митрополита Сарского и Подонского, из рода помещиков Чертковых, проживавших близ Мурома.
На обратной стороне 8 листа Вкладной книги Спасского монастыря XVI в. подтверждается дата строительства Покровской церкви: «В нынешнем же в 199 (1691) году августа в... д. дана вкладная стольнику Василию Ивановичу Черткову, что впрошлом годеж вмуроме вспасове монастыре построил дядя ево родной блаженныя памяти преосвященный Варсонофий митрополит арский изадонский церковь божию каменную во имя покрова пресвятыя богородицы страпезою исподкеларнею испапертью сход каменной подтою церковью хлебня мукосейня хлебодарня поварня пекарня келья да втомже монастыре построены каменные палаты втех палатах пять житель теплин три сени сосоходы сход каменной другой сход вледник на верху тех палат чердаки деревянные а подтеми полати кладовая полата погреб да ледник а то церковное всякое вышеописанное строение стало 2150 р. да ризы изарабафтравчетой красной оплечья бархот черной золотной стихарь отлас зеленой оплечья золотное да книг устав треод цветная два ирмология цена ризам и книгам тритцать восемь рублев».
Далее на 9 странице сообщается, что «да онже стольник Василей Иванович Чертков дал вспасов монастырь на церковное строение и на кресты три золотых».
По Вкладной книге можно также установить, что в 1701 г. был проведен ремонт одной из глав церкви, за что плотникам заплачено три рубля. «...И те деньги даны плотникам за работу делали вспасове монастыре на церкви божией главу».
Антиминс, лежащий на Покровском престоле, напечатанный на полотне, за подписью Палладия, епископа Рязанского и Муромского. 1761 г.
В храме имелось пять престолов: в верхнем этаже три, а именно: 1) в честь Покрова Пресвятой Богородицы, 2) во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова и 3) во имя св. священно-мученика Карпа Фиатирского; но в 1880 году последние два престола заменены другими, а именно: Богословский освящен во имя Божией Матери — Скоропослушницы, а Карповский — во имя Всех Святых. В нижнем этаже два престола: 1) в честь Боголюбовской иконы Божией Матери и 2) во имя преподобного Кирилла Белозерского.
Это уникальная по своей архитектуре двухэтажная церковь, единственная в Муроме. В трапезной, расположенной на втором этаже, коробовые своды с распалубками опираются на восьмигранный столб, смещенный с оси в северном направлении, что отражается и на западном фасаде, имеющем асимметричную композицию.
Несмотря на то, что Покровская церковь из-за перестроек потеряла первоначальный облик, утратила некоторые архитектурные детали, она и сейчас вместе со Спасо-Преображенским собором и Настоятельским корпусом играет важную роль в ансамбле Спасского монастыря.
Покровская церковь необычна еще и тем, что она одновременно является одним из основных хозяйственных корпусов монастыря. Так, из описи капитана Федора Сенявина, проведенной в 1763 г., известно, что «церковь каменная ж теплая Покрова Пресвятой Богородицы, в ней один престол, под оною церковью хлебня, поварня и кладовых три полатки».
Своей интимностью и простотой Покровская церковь подчеркивает монументальность и строгость стоящего рядом собора.
Покровская теплая трапезная церковь с трапезной на втором этаже имеет одностолпную палату. В отличие от других подобных зданий, выстроенных в Муроме, восьмигранный столб трапезной сдвинут с оси в северном направлении. Палата перекрыта коробовыми сводами с распалубками. Композиция западного фасада подчеркивает асимметричность плана.
В 1850 г. Покровская верхняя холодная церковь переделана на теплую.
В 1881 г. в верхнем этаже храма построены два кипарисовых иконостаса с новыми иконами; в 1882 г. отстроена остальная внутренность верхнего храма, а в 1885—1886 г. отделан и оштукатурен внутри весь нижний храм.
Опись древних предметов обители в нач. ХХ века: «В Покровском теплом храме, на паперти:
Над дверью в церковь – икона с изображением Иисуса Христа, Божией Матери и Иоанна Крестителя, без ризы, вверху изображены солнце, луна и звезды. Высота иконы 10.5 в., ширина 1 арш. 5.5 вер., дска деревянная с выемкой. XVIII в.
На стене – 4 иконы ветхозаветных праотцов, без риз, дски деревянные, с выемкой. Высота 1 арш. и ½ вер., ширина ¾ арш. каждая. XVIII века. Иконы эти перенесены из древней, бывшей на монастырских вратах, церкви во имя св. Кирилла Белозерского чудотворца.
В приделе во имя Божией Матери «Скоропослушница», в алтаре, за престолом, в резном, столярной работы, вызолоченном киоте без ризы, икона Страждущего Спасителя и Божией Матери, с следующим внизу текстом: «Не рыдай мене Мати взирающи во гробе, егоже плотию безсеменне зачала еси сына, востану бо и славен буду и вознесу со славою не молчно яко Бог иже верою и любовию Тебе величающия». Высота иконы 1 арш.. ширина 14.5 вер., дска деревянная с выемкой. Фон светло-коричневый. XVII века.
В нижней церкви: В иконостасе – икона св. Кирилла Белозерского чудотворца, в белой металлической обронной работы ризе. Высота иконы 1 ар. 10.5 в., ширина 13 вер., дска деревянная гладкая. XVIII века.
На столпе посреди церкви: Икона Преображения Господня, без ризы. На ликах 6 венцов металлических. Высота образа 1 ар. 15 вер., ширина 1 ар. 11 вер.. дска деревянная гладкая. XVIII века. Икона Покрова Пресвятой Богородицы, без ризы. На ликах 3 венца медные. Высота образа 1 ар. 15 вер., ширина 1 ар. 11 вер., дска деревянная гладкая. Фон коричневый. XVIII века».
В настоящее время в церкви Покрова Богородицы находится ковчег Ильи Муромца с частицей его мощей. В родном селе прп. Илии Муромца - Карачарове (ныне это окраина Мурома) в храме Свв. мчч. Гурия, Самона и Авива, находится чтимый образ Святого с его мощами. В новом районе Мурома построен и в 1998 г. освящен Правящим архиереем храм прп. Илии Муромца.

Ковчег Ильи Муромца с частицей его мощей в церкви Покрова Богородицы

Колокольня

В связи с Покровским храмом, на западной стороне его, существовала с древних времен колокольня. В 1757 г. вблизи западного фасада Покровской церкви вместо древней колокольни выстроена новая трехъярусная, четырехугольная с восьмиконечным пирамидальным верхом каменная колокольня, на средства Муромского купца Павла Петрова Самарина, как это можно видеть из Синодика за то время.
Колокольня эта в архитектурном отношении не изменилась, но, как и Покровский храм с северо-западной стороны, находилась в самом опасном состоянии от осыпавшегося слабого кирпича и за отсутствием всякого ремонта. Почему в 1885 г. она фундаментально вся исправлена под наблюдением епархиального архитектора и оштукатурена цементом. При этом пробита прежняя, когда-то заложенная, дверь, в которой и устроено особое в Покровскую церковь крыльцо, из белого цокульного камня.
Медный колокол, весом около 20 пудов, с голландской надписью, вылит в половине XVII века Яковом Готеманом в Лейвардене. Из двух больших колоколов один, в 120 пудов, приложен в 1758 г. Муромским купцом Павлом Петровым Самариным, а другой, весом 150 пудов, слит усердием Муромских граждан, при игумене Афанасие в 1794 г.
Настоятели: Кирилл в начале 16-го века (1518), Рафаил — 1552 г., Пимен — 1571 г., Левкий — 1612 г., Кирилл — 1615 г.
В 1616 г. Муром подвергся нашествию вооруженного литовского отряда под командованием пана Александра Лисовского, во время которого пострадал и Спасский монастырь. Все ценные вещи церковной утвари и дорогие оклады икон были разграблены, несколько монахов убито, некоторые здания выжжены; вот почему, несмотря на столь давнее его существование, в нем сохранилось очень мало памятников древности.
Мисаил — 1630 — 37 гг., Феодосий — 1646 — 49 гг., Иоаким — 1650 г., Рафаил — 1652 г., Иоаким — 1655 г. (в 1666 г. был обвинен в ереси).

Надвратная церковь Кирилла Белоезерского

Надвратная церковь Кирилла Белоезерского

Св. врата в Спасском монастыре существовали с давних времен, ибо в писцовых книгах Бориса Бартенева 1637 года пишется: «Да на святых воротах церковь каменная Кирила Белоезерского Чюдотворца».
В 1797 г. эта церковь была упразднена (престол был перенесен в первый этаж теплой Покровской церкви).
7 мая 1807 г. приступили к строительству северной кирпичной ограды с новой надвратной церковью. Старая была разобрана.
В 1809 г. архимандрит Спасского монастыря Вениамин подал на имя епископа Владимирского и Суздальского Ксенофонта прошение о разборке ветхой колокольни при Покровской церкви и о строительстве на святых вратах, перенесенных на западную сторону, «колокольни с церковию во имя преподобного отца нашего Ксенофонта и дружины его» (т.е. во имя свв. прпп. Ксенофонта и Марии Константинопольских/Палестинских). К прошению прилагались «план с фасадом», отсутствующие ныне в деле. Осуществлен этот проект до конца не был.
В 1807-1810 гг. была устроена вокруг монастыря каменная ограда. «1807 г. 7 мая началась строиться каменная ограда вокруг монастыря... выкладено за одно лето 30 саж», «1807—1808 и 1810 гг. выведено 2 стены с сев. и зап. сторон и святые ворота 10 октября».
Строительство ограды и надвратной церкви велось долгое время, приостанавливаясь по причине отсутствия средств, низкого качества материала и т.п. Имеются упоминания о расходах 1817, 1819, 1821, 1822, 1848 гг.
В описи 1846 г. поминаются четыре каменных монастырских здания, т.е. в том числе и недостроенная церковь - колокольня, так и не получившая яруса звона. Не был устроен и храм над св. вратами – «за теснотою и... за неимением в нем особенной надобности».
С 1869 года в ней помещался архив упраздненного, бывшего в г. Муроме духовного Правления.
В 1889 г. осуществлялся «ремонт кровель на св. вратах», в результате которого, видимо, врата приобрели ныне существующее завершение.
Длительное время - вплоть до 1995 г. - комплекс Спасского монастыря находился в пользовании воинской части, вследствие чего монастырские здания и сооружения претерпели значительные утраты и переделки. Надвратная церковь использовалась как одно из помещений контрольно-пропускного пункта.
В 1992-1993 гг. предприятием (ныне ОАО) «Владимирреставрация» выполнен ряд научно-проектных работ по надвратной церкви Спасского монастыря: обмеры (рук. архитектор А.Н. Трофимов) и натурное обследование памятника (архитекторы В.П. Константинов и Т.Г. Коремина) были выполнены в объеме, разрешенном пользователем, т. е. частично, - эскизный проект реставрации (автор: архитектор В.П. Константинов, при участии архитекторов Т.Г. Кореминой и В.А. Мироновой) составлен на основании имевшихся к моменту проектирования данных, следовательно многие его позиции нуждаются в корректировке по данным дополнительных исследований и по условиям современного использования.
22 июня 2005 г. в день памяти преподобного Кирилла Белозерского в Муромском Спасо-Преображенском монастыре был освящен восстановленный храм Кирилла Белозерского.
В храме находится образ преп. Кирилла, написанный и освященный в Свято Троице-Сергиевой лавре. Российское Императорское Палестинское общество передало в храм часть древа Закхея-смоковницы из города Иерихона.

В период церковных реформ Патриарха Никона Муром довольно значительное время оставался в оппозиции нововведениям, а Спасский монастырь был одним из оплотов Старообрядчества. Настоятель монастыря архимандрит Антоний (1658-1662) написал несколько воззваний о перстосложении, а также послал челобитную царю Алексею Михайловичу с указаниями на неверности в исправлении книг при Патриархе Никоне, прибавляя, что те, кто не в силах обличить неверности, ссылаются на царя, «яко у царя тако поют».
В 1662 г. архимандрит Антоний по распоряжению архиепископа Рязанского и Муромского Илариона (1657-1674) был отстранен от управления монастырем, а в феврале 1666 г. вызван на собор в Москву. Несмотря на принесённое покаяние архимандрит Антоний был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь.
Аврамий — 1665 г., Антоний — 1667 — 70 гг., Симон — 1671 г., Антоний — 1676 г., Корнилий — 1678 г., Никита — 1680 г., Аврамий — 1684—93 гг.
В 1680-е гг. в Спасский монастырь были сделаны крупные пожертвования со стороны митрополита Сарского и Подонского Варсонофия из рода муромских купцов Чертковых. По настоянию последнего в монастыре были возведены двухэтажный настоятельский корпус и начата реконструкция старого трапезного Покровского храма.
Давид — 1693—94 гг., Иероним — 1701—1712 гг., Тимофей — 1713 г., Матфий — 1724 г., Нифонт — 1726 г.
В 1720-е гг. монастырь был приписан к Рязанскому Архиерейскому дому и на его территории было открыто первое в городе учебное заведение - школа для обучения священнических детей.
Нифонт, игум. — 1734 г., Антоний — 1738—40 гг., Феофан — 1741—44 гг., Адриан 1756—57 гг., Филарет — 1757 г., Филарет — 1761—74 гг.
Не лучшим образом сказался на жизни монастыря период правления Екатерины Великой (1729-96) - она издала Указ, по которому монастыри лишались собственности и земельных наделов. Многие монастыри в тот период обнищали...
До штатов 1764 года монастырь этот, как и сам город, принадлежал к Рязанской епархии, и было за ним 1249 душ крестьян, а настоятелями были архимандриты. По штатам 1764 года монастырь положен в 3 классе, настоятелями — игумены; так продолжалось до 1794 года, когда настоятелями стали снова архимандриты.
26 января 1765 г. в Муромское Духовное правление был направлен Указ епископа Владимирского и Муромского Павла (Гребневского), в котором со ссылкой на постановление Святейшего Синода, епископ уведомил членов правления об упразднении Борисоглебского монастыря и переводе братии в Спасо-Преображенскую обитель.
Исаакий, игум. 1775—76 гг.; Поликарп, игум. 1776—77 гг.; Афанасий, игум. 1777—97 гг., архим. — 1798—99 гг.; Вениамин — 1806—20 гг.; Августин — 1820—24 гг.
В апреле 1824 г. из Боголюбовского монастыря переводится в настоятели Спасского монастыря Архимандрит Иероним (1824—56 гг.).
Настоятель Иннокентий — 1857—59 гг.
Настоятель Александр — 1860—62 гг.
Настоятель Амвросий — 1863 — 2 апреля 66 гг. В 1865 г. удостоен за службу по духовному ведомству по Владимирской епархии, орденом Св. Равноапостольного Князя Владимира 3-й степени – Муромского Спасского монастыря настоятель архимандрит Амвросий. С 27 апреля монастырем управлял казначей иеромонах Антоний.
В 1866-1868 гг. монастырём управлял Архимандрит Гавриил (Воскресенский) - в прошлом профессор Казанского Университета сначала по кафедре церковного права, а позже по кафедре философии, первый русский историк философии. Переведен из Юрьевского Архангельского монастыря, ум. 10 мая 1868 г.
Нифонт (Успенский) (1811-1877) в 1868 г. назначен настоятелем монастыря. Переведен из Переславского Никитского монастыря, умер 4 октября 1877 г.
Настоятельские кельи — каменный двух-этажный дом, вверху и внизу с жилыми комнатами, с каменными сводами и подвалами, построенный ок. 1687 г. иждивением преосвященнейшего Варсонофия митрополита Сарского и Подонского. Дом этот, вследствие совершенной ветхости, его, находился некоторое время незанятым, когда для настоятельского помещения выстроены были деревянные кельи, в которых настоятели и проживали. Но в 1885 году прежний каменный дом фундаментально ремонтирован: в верхнем этаже своды, грозившие опасностью от трещин и не дававшие в зимнее время надлежащего тепла, выведены в тех местах новые; внутри стены вновь оштукатурены; печи, окна, двери, полы, все переделано заново и приведено в приличный вид. Равным образом и нижний этаж этого корпуса переделан фундаментально.
Другой настоятельский корпус — деревянный, построенный в 1880 г. на месте такого же братского, крытый железом, на каменном фундаменте, с кухней при нем.
По правую и левую сторонам этого корпуса, два таких же деревянных одноэтажных флигеля, крытых железом, построенных около 1848 г. при настоятеле архим. Иерониме. В 1881 г. к одному из этих флигелей, по правую сторону, сделан пристрой для двух братских келлий, а в 1885 г. к этому пристрою подведен каменный фундамент.
Службы монастырские — одни каменные, другие деревянные.
Монастырская ограда, с небольшой на северо-западном ее углу башней, совершенно обветшала, во многих местах имеет трещины и грозит разрушением. В 1885 г., за неимением монастырских средств, пока исправлена и выкрашена белой краской только одна западная сторона этой ограды.

Монастырская стена

К 1873 г. в юго-западной части монастыря появилось еще несколько каменных зданий, в том числе пристроены с юга и востока к объему надвратной церкви помещение для привратника, конюха и рабочих. В 1881 г. эти помещения были «перестроены наново», а в 1913 г. - покрыты железом.
Настоятель Антоний Ильеннов с 12 декабря 1877 г., поступил из Муромского Благовещенского монастыря; в 1884 году переведен в Переславский Данилов монастырь.
Настоятель Мисаил Смирнов с 8 марта 1884 г., поступил из архимандритов Козмина монастыря.
В 1886 году состояло в монастыре живущих 25 человек, а именно: архимандрит - 1, иеромонахов - 5, иеродиаконов - 2 и 17-ть послушников, в том числе 16 человек на испытании.
В 1889 г. оптинский старец преп. Амвросий благословил к написанию образ Царицы Небесной, где Она изображена благославляющей ниву с собранными снопами хлеба. Со Святой горы Афон в 1889 г. настоятелем архимандритом Антонием (Ильеновым) в монастырь была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница».

Икона Божией Матери «Скоропослушница»

С тех пор она стала главной Святыней обители. Чудотворный образ хранит и возрождает обитель. Икона мироточит, меняет свой лик. Молитвы перед Нею скоро приемлются Царицей Небесной. Особенно часто получают помощь страждущие от бесовских наваждений, молящиеся о благоустроении хозяйственных и торговых дел, о возвращении без вести пропавших людей.

Братский корпус. Муромское православное духовное училище имени Патриарха Пимена

В 1891 г. на территории обители был возведен каменный трехэтажный братский корпус в котором на правах настоятеля размещались муромские викарные епископы: Евгений (Мерцалов) (с 1911), а позднее - Митрофан (Загорский).
6 марта 1911 г. в корпусе была освящена домовая церковь в честь мучеников Херсонесских (память их 7 марта). Преосвященный Евгений, Епископ Муромский, 13 ноября 1911 г. — совершил литургию в сослужении священника Л. Белоцветова и местной братии в домовой церкви Спасского монастыря. Перед литургией совершен чин малого освящения храма по случаю окончания работ по позолоте иконостаса и по окраске полов; во время чтения часов посвящен в стихарь псаломщик села упраздненной Борисоглебской пустыни, Вязниковского уезда, М.И. Кузнецов.
2 февраля 1918 г. настоятель Спасского монастыря Митрофаний принимал участие в собрании верующих в церкви Иоанна Предтечи, где присутствовавшие были ознакомлены с посланием патриарха Тихона. Вскоре Митрофаний был арестован. Службу в Спасо-Преображенском соборе по просьбе прихожан проводил священник Покровский.
4 июля 1918 г. произведен обыск в квартире родителей полковника Н.П. Сахарова, проживавших в покоях настоятеля монастыря. Из обнаруженных 130 тысяч руб. 100 тысяч было рекомендовано сдать на текущий счет в банк, а 30 тысяч было изъято в качестве налога.
Поводом к закрытию Спасо-Преображенского монастыря стало обвинение его настоятеля - епископа Муромского Митрофана(Загорского) в соучастии в белогвардейском мятеже, произошедшем в Муроме 8-9 июля 1918 г. и возглавляемом полковником Николаем Павловичем Сахаровым.
18 октября 1918 г. принято постановление Муромского горсовета об отпуске средств в сумме 7834 руб. 15 коп. «на ремонт помещения Спасского монастыря под Муромскую Советскую школу второй ступени». В том же году в монастыре был открыт Народный дом фабрики «Красный Луч».
«Караульная команда местного Oгнeсклада помещается в Спасском монастыре. В кухне этой команды, под краном водопровода поставлена бочка для сливки помой; над нeй-же умываются красноармейцы. Чего-то нельзя встретить в этой очаровательной бочке?! Помои из бочки выливаются двум ведрами, которыми наливают свежую воду в котлы для варки пищи, лишь слегка сполоснув их холодной водой. Остающаяся внутри гадость, вся идет в котлы, очевидно «для навара». Такие «порядки» на кухне красноармейцев надо устранить немедленно! » («Луч», 24 марта 1923).
1923 г. – в марте, апреле, июне приняты Декреты СНК «Об учете и регистрации предметов старины и искусства», «О специальных средствах для обеспечения государственной охраны культурных ценностей», «О передаче монастырей и храмов исторического значения в ведение музейного отдела и порядка использования находящегося в них имущества».
23 августа 1923 г. принято постановление Президиума муромского уездного исполкома о передаче в ведение Муромского музейного отдела памятников архитектуры, в том числе и Спасского монастыря. Этим же постановлением Музейному отделу был передан настоятельский (Белый) корпус Спасского монастыря, а также по одной квартире из трех палат в Благовещенском и Троицком монастырях для наблюдения за сохранностью памятников архитектуры и музейных предметов.
28 августа 1923 г. в связи с закрытием Спасского монастыря муромским музеем приняты на хранение сооружения, имущество, предметы культа, включая иконы XVII в.: Преображения, Спаса, Неопалимой купины, Смоленской Божьей матери, Успения, Иоанна Крестителя; XVIII в.: Кирилла Белозерского, Покрова, Преображения, иконостасов Преображенского собора с шестнадцатью иконами праздников и четырнадцатью иконами Святых, церкви Покрова с пятью иконами, часовни с одиннадцатью иконами. Музею переданы два колокола весом 150 и 21 пуд.
15 ноября 1923 г. Муромскому викариальному управлению переданы антиминсы Спасского монастыря от 1869, 1888, 1899, 1911, 1916 гг.
«Случилось как то мне придти в б. Спасский монастырь. Там запертыми стоят две огромных церкви. Оказывается, группа верующих от них отказалась, они считаются ликвидированными и состоят в ведении музея» («Красный луч», 9 авг. 1924). «Здания Спасского м-ря, как я узнал на днях, приспособляются под общежития для рабочих ф-ки «Красный Луч» («Красный луч», 10 авг. 1924).
14 января 1925 г. комиссией составлен протокол о произведенном погроме в церкви Покрова, где погромщиками разбросан архив, выворочены иконы. Факта хищения не установлено. 27 марта 1925 г. дело о взломе помещения бывшего Спасского монастыря и разгроме архива прекращено народным следователем Лавковским ввиду «необнаружения виновных».
28 сентября 1925 г. Музейным отделом Наркомпроса дано разъяснение о возможности использования храмов Спасского монастыря общиной верующих.
13 декабря 1925 г. принято решение музейного совета о снятии колокола XVIII в., имеющего историческую ценность, и передаче его на хранение в музей.
5 сентября 1926 г. было проведено собрание общины верующих, на котором присутствовало шестьдесят девять человек. Они обратились с просьбой о передаче им в арендное пользование храмов Спасского монастыря для проведения в них богослужений.
17 декабря 1926 г. в связи с полученными сведениями о неудовлетворительном техническом состоянии архитектурных памятников Спасского монастыря Музейным отделом Главнауки предложено произвести обследование храмов Спасского монастыря. Одновременно предложено сообщить об использовании средств, полученных от сдачи в аренду помещений монастыря, и мерах, предпринятых музеем для поддержания зданий в надлежащем порядке.
29 декабря 1926 г. состоялась комиссия с участием академика живописи И.С. Куликова и гражданского инженера Ф.П. Засухина, которая произвела технический осмотр зданий Спасского монастыря. Комиссией рекомендовано восстановить остекление зданий, произвести ремонт кровли и замену водосточных труб, расшивку трещин церкви Покрова, укрепление креста на одной из глав Преображенского собора.
30 декабря 1926 г. Главнаука сообщает 41-му стрелковому полку и Муромскому музею о возможности сноса колокольни Спасского монастыря и использовании монастыря для нужд полка, для чего необходимы акт технического осмотра колокольни и гарантии компенсации музею доходной части от яблоневого сада.
3 января 1927 г. Муромский музей сообщил Музейному отделу Главнауки о расходах на содержание музея и памятников архитектуры. Ввиду недостаточного финансирования на произведение ремонтных работ памятников архитектуры Спасского монасты- ря средств не выделено. 10 мая 1927 г. в письме в Муромский УИК музей не возражает против сдачи в аренду общине верующих зданий Спасского монастыря.
28 июля 1927 г. Президиум Владимирского губисполкома принимает постановление об отказе уполномоченным группы верующих в передаче им в пользование Преображенского собора Спасского монастыря в целях лучшей сохранности «памятника древности», объяснив это тем, что музейные органы, в ведении которых он находится, имеют достаточно средств на ремонт и содержание памятника, а в Муроме и так вполне достаточно (до двадцати пяти) действующих церквей, обеспечивающих религиозные потребности.
26 октября 1927 г. Главнаука сообщает о своем согласии на передачу в аренду Спасского монастыря 41-му стрелковому полку.
3 ноября 1927 г. Отдел музеев Главнауки поручает муромскому музею заключить договор на сдачу в аренду храмов бывшего Спасского монастыря 41-му стрелковому полку.
20 января 1928 г. составлен акт технического осмотра колокольни Спасского монастыря с участием гражданского инженера Ф.П. Засухина, архитектора А.В. Зворыкина, представителей музея и командования 41-го стрелкового полка. При осмотре установлено аварийное состояние несущих опор звонницы, в связи с чем принято решение о сносе колокольни. Ф.П. Засухин, однако, считал необходимым укрепление колокольни при помощи металлических конструкций.
25 января 1928 г. особое мнение Ф.П. Засухина приложено к акту комиссии.
2 марта 1928 г. музеем и командованием 41-го полка подписаны условия пользования зданиями и сооружениями Спасского монастыря, в соответствии с которыми командование полка обязуется выполнять все предусмотренные законом требования и при нарушении несет ответственность согласно Декрету СНК от 5.10.1918 г.
В 1928 г. предусмотрен ремонт кровли Покровского храма с окраской за два раза медянкой. В 1929 г. – ремонт кровли Преображенского собора и надвратной церкви Кирилла Белозерского с установкой водосточных труб. В дальнейшем производить ремонтные работы зданий по мере надобности, а окраску кровли – каждые семь лет.
30 марта 1928 г. составлен акт приемки помещений бывшего Спасского монастыря, в котором отмечены имеющиеся недостатки в конструкциях Преображенского собора, в том числе обращено внимание на имеющиеся незначительные трещины, отсутствие остекления в одном из окон, пришедшие в ветхость водосточные трубы и отсутствие креста на одном из куполов. В худшем состоянии находилась Покровская церковь, в которой отсутствовало девять рам из одиннадцати окон первого этажа, во втором этаже частично отсутствовало остекление, имелись трещины в стенах и перекрытиях. На колокольне сохранился колокол весом 150 пудов.
29 января 1929 г. командованием полка и музеем подписаны условия эксплуатации памятников архитектуры Спасского монастыря.
30 марта 1929 г. командир полка Керцелли предупреждает директора музея Квасова о том, что 1 апреля «в силу угрозы падения колокольни... постановлено колокольню сломать». В тот же день директор музея запрещает снос колокольни и обращается за помощью в Музейный отдел Главнауки. 4 апреля музей обращается в Музейный отдел Главнауки с письмом о том, что снос колокольни произведен с разрешения горсовета и УИК. Музей сообщает, что шатер колокольни снесен. 9 июня музей направляет в Музейный отдел Главнауки копии принятых решений муромских Горсовета финансового отдела и УИК о «возмещении 1000 руб., израсходованных горкомхозом из жилфонда на сломку колокольни Спасского монастыря музеем из средств, полученных от реализации кирпича, полученного от разборки колокольни.
10 июня 1929 г. музей сообщает муромским УИКу и горсовету о том, что музеем направлено письмо в Музейный отдел Главнауки о подтверждении правомочности указаний муромских горсовета, УИКа и финотдела о выплате 1000 руб. горкомхозу за снос колокольни. 11 июля музей обращается в Музейный отдел Главнауки с просьбой о разрешении передачи колокола весом 150 пудов Рудметаллторгу. 24 июля музей вторично обращается в Музейный отдел об ускорении решения вопроса о передаче колокола. 18 сентября 1929 г. Горсовет сообщает командиру 41-го стрелкового полка, музею, уполномоченному Рудметаллторга о принятом решении окрисполкома о передаче колокола Рудметаллторгу, которому предложено внести стоимость колокола на текущий счет горкомхоза.
4 февраля 1939 г. составлен акт с участием представителей Курсов усовершенствования командного состава (КУКС) и музея об аварийном техническом состоянии надвратной церкви и необходимости разборки верхнего этажа или производства капитального ремонта.
С 1928 по 1994 гг. Спасский монастырь находился в арендном пользовании воинских частей.
1960 г. – Постановлением СМ РСФСР № 1327 от 30.08. 1960 г. памятники архитектуры Спасского монастыря поставлены на республиканскую охрану.
1993 – 1995 гг. – Госцентром по использованию и реставрации памятников истории и культуры Владимирской области произведен реставрационный ремонт куполов Преображенского собора с покрытием медными листами и установкой позолоченных крестов.
31.01.1995 г. – Управлением юстиции Администрации Владимирской обл. выдано свидетельство № 193 о регистрации устава религиозного объединения под названием Свято-Спасский мужской монастырь, руководящим органом которого является Духовный собор.

Центральная часть иконостаса Спасского храма Спасского монастыря в Муроме. 12 марта 1928 г. На обороте надпись: «Фотография снята 12 марта 1928 года перед разбором иконостаса, ввиду сдачи храма под склады 41-го Стрелкового полка».

Часовня иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» при монастырской пекарне

В часовне можно поклониться этой иконе, поставить свечу с молитвою о помощи Божией Матери в трудах о хлебе насущном и взять в благословение монастырский хлебец.

Часовня Божией Матери «Живоносный источник» с купелью

Воины и их сродники почитают образ св. вмч. Георгия Победоносца с его древним мощевиком, содержащим святые мощи великомученика.

Сей камень установлен в память о посещении монастыря Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II на 910-летие Спасской обители. Его Святейшество совершили здесь Божественную Литургию на Ильин день 2 августа 2006 года.

Часовня святого великомученника и Победоносца Георгия

Часовня Св. вмч. Георгия Победоносца освящена 22 июня 2005 года в молитвенную память о упокоении душ приснопамятных вождей и воинов за веру и Отечество на поле брани жизнь свою положивших, от ран и глада почивших, в пленении и горьких работах невинно умученных и убиенных, в блокаду скончавшихся и всех для Победы потрудившихся. Их же имена ты Господи веси.
22 июня шла торжественная церемония закладки нового храма, попечители произносили речи. Внезапно народ перестал слушать и устремил свои взоры к небу: вокруг солнца огромным диаметром очертилась радуга-нимб. От нимба, как от солнца исходило свое особое тончайшее сияние. Даже непосвященные поняли, что им открылось особое Божественное Небо. Внешне это выглядело так: в огромном пространстве привычного неба образовался свой особый сияющий купол, окаймленный радугой-нимбом. Присутствовавшими овладело ликование и трепет. Этим чувством хотелось поделиться со всеми. Поэтому было уместно когда главный попечитель монастыря, председатель Счетной Палаты РФ С.В. Степашин отметил особую благодать и Богоугодность происходящего события. Золотой сияющий нимб держался в небе более часа. Проплывали облака, сменялась погода, а нимб сиял во Славу Господа.

Храм Преподобного Сергия Радонежского

26 октября 2005 г. был освящен новопостоенный надвратный храм во имя преп. Сергия Радонежского (восточные ворота монастыря). Обряд освящение провел Владыка Евлогий – архиепископ Владимирский и Суздальский. С востока монастырь хранит прп. Сергий Радонежский – Игумен Вся Руси, с запада – прп. Кирилл Белозерский. По своей земной жизни эти святые старцы тоже были связаны: Кирилл Белозерский был учеником Сергия Радонежского.
В Муром на вертолете в день освящения храма прибыла икона прп. Сергия Радонежского, освященная в Троице-Сергиевой Лавре на мощах Великого Святого. Привезли образ достопочтенные попечители монастыря.
Прихожанам в ходе празднования были подарены маленькие иконы прп. Старца, также освященные на его мощах.
Владыка Евлогий отметил, что во время освящения храма погода и природа тихо внимали торжеству. Но лишь только храм был освящен, снежная метель обрушилась на Муром. Розы, которые еще секунды назад цвели и благоухали на монастырских лужайках, оказались укрытыми снежным покрывалом - мантией Богородицы.
И вот вам еще одно чудо: на следующий день, несмотря на снег и мороз, розы были живые и теплые… Издавали аромат…
В тот же день состоялась презентация и открытие первой очереди монастырского паломнического центра. Его архитектура и благоустроенность с первых дней привлекли взоры паломников.
Преп. Серафим Саровский (1759–1833 гг.) посещал своего сотаинника святого старца Спасской обители Антония Грошовника.
Многие богомольцы приходят в Спасо-Преображенский собор поклониться иконе преп. Серафима Саровского, писанной инокинями Серафимо-Дивеевской обители и освященной на раке со святыми мощами Преподобного. В наперсный крест на ризе иконы вставлены мощи Святого старца Серафима.
Посещение и молитва в Муромской Спасской обители оставляет в паломнике благодатное ощущение от соприкосновения не только с древними её Святынями, но и с самой вечностью в присущем Боге.

Часовня св. Ксении Петербургской

Часовня в честь св. блаж. Ксении Петербуржской устроена в угловой башне Спасо-Преображенского монастыря в 2006 г. В часовне находится икона Святой, освященная на ее гробнице в г. Санкт-Петербурге на Смоленском кладбище (Васильевский остров). В икону вставлены камешки от гробницы блаж. Ксении. На южной стене часовни находится икона преп. Моисея Угрина, Киево-Печерского чудотворца, с платом от его мощей.

Николо-Ильинская часовня

Часовня-костница

Часовня-костница построена на месте монастырского кладбища, разорённого в советское время. Здесь собраны честные останки иноков, благодетелей обители и знатных горожан дворянского и купеческого сословия, погребённых на кладбище Спасского монастыря за прошедшие столетия. После закрытия монастыря в 1918 г. при строительстве воинской части из осквернённых могил кости сваливались к собору или остались под асфальтом плаца, устроенного на кладбище. И поныне монахи собирают эти останки и хоронят их в часовне Костнице, устроенной по Афонскому образцу. В часовне служатся панихиды о усопших. Здесь можно поставить свечу и оставить записку о упокоении.

Гостиница для паломников. Трапезная

Монастырский пруд

В пруду цветут кувшинки

На территории монастыря устроен мини-зоопарк с курами, павлинами и лошадками.

Наместники:
архимандрит Кирилл (Епифанов) (4 июля 1995 — 15 марта 2011);
игумен Кронид (Козлов) (март — декабрь 2011) временный исп. об.;
архимандрит Варлаам (Пономарёв) (декабрь 2011 — январь 2013);
игумен Афанасий (Селичев) (с февраля по июль 2013);
иеромонах Симеон (Нестеров) и. о.
В 2003 г. Духовное училище им. Патриарха Пимена расположилось в здании братского корпуса Спасо-Преображенского монастыря.
Спасо-Преображенский монастырь содержит Лазаревское подворье в селе Лазарево.
Сайт Спасо-Преображенского монастыря - http://www.svyto.ru/

Источник: http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/murom/a/48-1-0-919

Похожие материалы