Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи

Стояла Предтеченская церковь на месте современной средней школы № 3.

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи. 1900 г.

Первоначальное основание Предтеченской церкви нужно относить к глубокой древности. Она упоминается в сотной книге г. Мурома 1574 г. В описи же Бартенева 1637 г. мы находим следующее: «На старом церковном месте, где стоял прежде сего храм Ивана Предтечи за осыпью, пять келий. А в них живут нищие, питаются от церкви Божией».
Таким образом, Предтеченская церковь в нач. XVII в. Стояла на новом месте. Когда случилось это перенесение с точностью не известно, но, очевидно, позднее 1574 г., ибо в это время Предтеченская церковь значится на посаде за осыпью.
Бартенев дает о ней следующее описание:
«Да близко тоежъ Троицкие церкви у осыпи церковь Великого Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна древяна клетцки съ папертью, да въ приделе Петра Митрополита Московского и всея русии чудотворца, а въ церкве Божия милосердия образъ местный Великого Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна на золоте съ деяньемъ венецъ серебряной сканный съ финифтомъ, да три гривны серебряны позолочены, да пятнадцать витыхъ серебряныхъ же, да три креста серебряны же да 150 копеекъ серебряныхъ позолоченыя, да местный же образъ Пречистые Богородицы Одигитрия обложенъ серебромъ басменнымъ позолоченъ венецъ басменный золоченъ, цата серебряная золочена; да у Пречистые Богородицы прикладу деветеры серьги серебряны позолочены съ жемчуги, да передъ местными образы две свечи поставные невелики. Двери Царские и сень и столбцы на празелени. Да в тябле деисус образ Всемилостивого Спаса на золоте, а Богородица и Предтеча и Архангел и Апостолы все писаны напразелени. А пред деисусом паникадило медное невелико. Да в алтаре образ Пречистой Богородицы запрестольный на празелени, крест Воздвизальный древян. Да на жертвеннике сосуды церковные оловянные.
Да в приделе образ местный Петра митрополита на празелени, да образ местный же преподобного Феодосия общему житию начальника напразелени. Да в алтаре образ Пречистой Богородицы запрестольный напразелени.
Да на той же церковной земле другая теплая церковь Василия Кесарийского древяна клецки. А в церкви Божией милосердия образ местный Василия Кесарийского с деянием на золоте, да образ местный Пречистой Богородицы на празелени. Двери Царские и сень и столбцы на празелени. Да в алтаре образ Пречистой Богородицы запрестольный на празелени ж. Да на жертвеннике сосуды церковные оловянные, кадило медное. Да в церкви же книг: Евангелие напрестольное печатное, евангелисты серебреные; два Охтая письменных; Пролог; Триодь постная печатная; Триодь цветная печатная; Апостол печатный же; Соборник да два Трефоля; Псалтырь письменный же. Да на колокольнице 4 колокола невеликих, а весу в них по смете 5 пуд. А церкви и в церквях Божия милосердия образы и книгии ризы и колокола и все церковные строения мирское, приходных людей. Да на церковной же земле двор попа Михаила Гурьева. У него же на дворе келья бобыльская Якунки Малафеева сына Бутылы. Оброку платит попу Михаилу с кельи по гривне на год. А земли под теми церквами и под кладбищами и под поповым двором и под бобыльскою келью в длину 21 сажень, поперек 20 сажен.
Да на старом церковном месте, где стоял пред сего храм Иоанна Предтечи за осыпью, пять келий. А в них живут нищие, питаются от церкви Божией. Келья Андрюшки Иванова,келья Афоньки Володимерова, келья Осипки Васильева, келья Петрушки Иванова. Поперек того двора 4 сажени. Келья нищей Матренки. А земли под теми кельями в длину 15 сажен, поперек тож. Да против той же церкви Ивана Предтечи в осыпе место порожнее на кургане в длину 15 сажен, поперек 10 сажен. А по приправочным книгам было на том месте 10 келий нищих, а ныне на том месте тех келий нет».
Дальнейших сведений о судьбе этих деревянных церквей не имеется. В окладных книгах 1676 г. упоминается церковь Иоанна Предтечи; при ней в приходе 20 дворов посадских и 1 двор, в котором живет дворник. В 1806 г. вместо деревянных церквей был построен каменный храм с такой же колокольней.
4-го октября 1853 г. преосвящ. Иустином, бывшим в то время епископом Владимир., Александр Георгиевич Аменицкий был рукоположен во священника к Предтеченской церкви гор. Мурома.
В 1866 г. храм был разобран до основания. 21 августа 1866 г. была совершена закладка и началась постройка новаго обширного храма в Предтеченском приходе. Церковной суммы имелось только 8079 р., да по первой подписке собрано около 2 тыс. р.; а всех денег требовалось 44740 руб., как значится в приходо-расходных книгах по постройке храма. Нужно было изыскать слишком 34 тыс. руб. Строительный Комитет в первые шесть лет постройки храма (1866 — 1872) состоял только из 3-х членов: о. Ал. Г. Ам., церк. стар. Ф. И. К. и его помощника. Сначала дело шло хорошо: в первые два года денег было собрано и построено на 18940 р., но потом пожертвования так уменьшились, что стройка затянулась надолго. Не мало за это время пришлось о. Ал. Г. пережить забот и трудов. Благодаря общему вниманию и уважению, каким пользовался он в своем приходе, в конце 1872 г. он успел убедить многих почетных и усердных прихожан принять на себя звание Членов-строителей. Своими крупными пожертвованиями и мудрой распорядительностью, при деятельном участии самого о. Ал. Г., как Председателя, они так тогда быстро подвинули дело вперед, что храм в 2 года окончательно был устроен, внутри изящно отделан.
22 и 23 сентября 1875 г. храм был освящен при торжественном служении бывших в то время в епархии архиереев: Архиеп. Антония и Еп. Иакова.
На время постройки каменного храма была построена деревянная церковь, которая по освящению нового храма в 1875 г. была разобрана.
Новый храм с большими удобствами, открытый, с хорошим духовым отоплением..., превзошел ожидания многих, и признательные прихожане составили тогда акт, в котором писали:
„1875 г. окт. ... не можем остаться неблагодарными к Председателю Комитета, нашему приходскому священнику Александру Г. Аменицкому, который своею энергичностию, заботливостию и своими убеждениями очень много способствовал устройству храма, как в начале, так особенно в последнее время, спустя 6 лет, когда постройка храма, по независящим от него, священника Аменицкого, причинам, остановилась... не можем умолчать при сем о тех лишениях и неудобствах, какия он испытывал в течение 8-ми лет, совершая Богослужение в тесном деревянном храме. Не менее считаем себя обязанными благодарить нашего священника, как своего пастыря, за ревностное и полезное 22-х-летнее служение его в нашем храме, преимущественно же за его честную, скромную и, м. сказ., примерную жизнь, по которой он заслужил всеобщую любовь и уважение не только прихожан, но и жителей города.
Отдавая должную справедливость полезной деятельности его, как Председателя Комитета, и вполне сознавая достоинства его, как пастыря церкви, мы желаем выразить ему открыто свою признательность и в знак нашей любви и уважения поднести ему наперсный крест с украшениями; а потому избираем из среды себя церковного старосту пот. поч. гр. Ал. Ал. Суздальцева.... просить Высокопр. Антония, Архиеп. Вл. и Сузд., исходатайствовать Высочайшее соизволение на представление нам этого права“.
В новом храме устроено три престола: средний в память Усекновения главы св. Иоанна Крестителя, по бокам его в честь Собора Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил и во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи. 1900 г.

Церковь богата украшена св. иконами и богата утварью и ризницей. Богатством украшений особенно отличаются местные старинные иконы: Спасителя, Божией Матери, Иоанна Крестителя, Трех святителей и Архистратига Михаила; напрестольное Евангелие в серебряном вызолоченном окладе, серебряные вызолоченные сосуды. По правую сторону амвона на бронзовом аналогии положен образ Воскресения Христова и двунадесятых праздников; в середине его врезан восьмиконечный серебряный вызолоченный крест, на обратной стороне коего написано: «части св. мощей - древо креста Господня, ризы Господни, Петра митрополита, Леонтия Ростовского, Василия Великого, Ефрема, мученика Христофора, Тихона чудотворца, Ефимия Суздальского, Муромских чудотворцев князя Константина с чады, Ярославских чудотворцев - князя Федора с чады, мученика Артемия, Лукияна, св. Дамиана, мученицы Ирины, камень горы Фаворской, камень, с него же вознесся Господь, Гроба Владычицы, жезл Моисеев, гроба Сергия чудотворца, Иакова Перского, мученицы Татианы, Пантелеимона и Ефимии Прехвальныя». Кроме этого, есть 4 небольших сребропозлащенных креста, вставленных в икону Воскресения Христова, с частицами св. мощей Муромских чудотворцев, и крест, употребляемый при водоосвящении, с частицами святых мощей с надписью: «сей Св. Животворящий крест в церковь св. Иоанна Предтечи приложил Данил Железников год 73 (?) здравия и спасения и поминовения душ наших». [1]
Ризница церковная весьма богата. [1]
Причта при церкви по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получалось: процентов с причтового капитала (9113 руб.) - 354 руб., арендной платы за землю, пожертвованную в пользу причта и церкви и находящейся при с. Урванове Меленковского уезда 100 руб. и от служб и требоисправлений до 1000 руб., а всего до 1500 руб. в год. Церковных домов для причта не было. В приходе по клировым ведомостям числилось 508 душ мужского пола и 554 женского; все православные и жили в городе. [1]



Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи. 1900 г.

Преосвященный Евгений, Епископ Муромский, 6 апреля 1908 г. совершил литургию в соборе при участии местного причта. По окончании литургии, Владыка проследовал в Предтеченскую приходскую церковь, по приглашению местного священника, где совершил молебствие перед поднятием креста на вновь-устроеннную колокольню.
С разрешения Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященного Николая, в городе Муроме при Предтеченской церкви, по инициативе местного священника о. П.Ф. Трелина, открывается „Кружок ревнителей религиозно-нравственного просвещения". Устав „Приходского кружка" составлен применительно к уставу Миссионерских кружков Меленковского уезда (Еп. Вед. 1911 г. №3). По уставу кружок имеет целью — содействовать религиозно-нравственному просвещению в приходе и противодействовать наплыву разного рода лжеучений и неправославных веяний путем учреждения при храме библиотеки с духовными журналами и книгами, — бесплатной раздачей листков и брошюр о доброй, православно-христианской жизни и путем частных взаимных бесед. В состав кружка могут входить все местные прихожане, обоего пола и всех сословий. Для решения вопросов кружка и для обмена мыслями по поводу прочитанных книг — члены собираются не менее семи раз в год.
В 1913 г. священником П. Трелиным был открыт приходской кружок ревнителей религиозно-нравственного просвещения при Предтеченской гор. Мурома церкви.
29-го августа 1913-го года в Муроме торжественно открыто общество трезвости, председателем которого был избран учредитель общества, священник Предтеченской города Мурома церкви Петр Ф. Трелин.
Члены Общества могли бесплатно пользоваться книгами и брошюрами из церковно-приходской библиотеки «для религиозно-нравственной поддержки… и для укрепления их в воздержании от хмельных напитков». Собрания членов Общества проходили в предоставленном В. А. Вощининым доме по улице Рождественской (ныне ул. Ленина). В апреле 1916 г. там же было открыто отделение приходской библиотеки, «в состав которой вошло более 400 экз. книг религиозно-нравственного, исторического, противоалкогольного, патриотического содержания, духовных и светских журналов», а также полные собрания сочинений русских писателей. Среди журналов выписывались такие, как «Трезвая жизнь», «Вестник трезвости», «Сеятель трезвости», «Кормчий» и др. Комплектовалась библиотека за счет средств Общества и пожертвований.
«В о-ве трезвости.
18 декабря в мещанской управе происходило заседание совета предтеченского о-ва трезвости. Молодое о-во существующее 4 месяца, имеете уже 74 члена. Наступивший праздник Рождества Христова о-во ознаменовывает раздачей бедным городским детям подарков вместе с плакатами соответствующего содержания. В ближайшем будущем предполагается устроить лекцию о вреде пьянства» (Газета «Муромский край», 28-го декабря, 1913).

Праздник трезвости в г. Муроме

9 апреля 1914 года в городе Муроме, с благословения Его Высокопреосвященства и с разрешения местной гражданской власти, был устроен «праздник трезвости». В 4 часа по полудни члены Муромского общества трезвости во главе с Благочинным города, протоиереем А. Бобровым, прибыли с крестным ходом из Предтеченской церкви в собор. Здесь крестный ход был встречен Епископом Митрофаном с соборным духовенством. По входе в храм, Владыка в сослужении всего соборного причта и священников, состоящих членами общества трезвости, совершил по пасхальному чину благодарственный молебен Спасителю, Божией Матери, Иоанну Предтече, как покровителю Муромского общества трезвости, и Муромским чудотворцам Петру и Февронии, мощи которых почивают в соборе. Кроме обычных многолетий, было провозглашено многолетие «ревнителям христианской трезвости». В пении молебна участвовали все члены общества, присутствовавшие в соборе. По окончании молебна, крестный ход с пением трезвенниками пасхальных песней возвратился в Предтеченскую церковь. Казенные винные лавки, трактиры и пивные в течение этого дня были закрыты.
Свящ. А. Алякринский. («Владимирские Епархиальные Ведомости» Отдел неофициальный № 16, 19 апреля. 1914).
1914 год: «Советом Муромского общества трезвости получено от губернского попечительства о народной трезвости 200 руб. в пособие на приобретение противоалкогольного музея, библиотеки и волшебного фонаря».
Селения Монаковской волости Муромского уезда: Пертово, Мартюшиха, Монаково, Александрово, Базарово и Болотниково составили приговоры о прекращении пьянства. Приговоры эти представлены Монаковским волостным правлением местному мировому посреднику. Крестьянские общества упомянутых селений положили: во избежание разорения, с того, кто только напьется пьян, за каждый раз взыскивать штраф по одному рублю в пользу мирских сумм, а с 1874 г. вовсе не дозволять открывать питейных домов, и в необходимых случаях, в виду невозможности исправления штрафом, виновных наказывать розгами (Владимирские Епархиальные ведомости. 1873).
«Общество трезвости служащих на М. К. ж д.
Управляющим М. Каз. ж. дорогой разослан по станциям циркуляр об организации обществ трезвости. Цель общества — борьба с возрастающим пьянством среди железнодорожных служащих» (Газета «Муромский край», 8-го февраля 1914).
Закрыта Предтеченская церковь была в 1920-е гг.
«Комунхозом в числе других строительных работ приступлено к переоборудованию церкви «Вознесения» под школу I ступени и церкви «Предтечи» под амбулаторию..» («Муромский рабочий», 14 авг. 1930).
Снесена во второй пол. 30-х гг.

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи. 1935 г.

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.
2. http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/murom/s/48-1-0-4795

Похожие материалы